Фінансові новини
- |
- 22.12.25
- |
- 01:24
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Украина вновь оказалась перед выбором направления развития рынка легковых автомобилей
09:06 29.11.2011 |
Как пишет ‘КоммерсантЪ-Украина' в публикации "Автомобили на перепутье", после вступления в ВТО в стране не открылось ни одного нового автомобильного производства, а доля импортных машин возросла с 50% до 70% рынка. Такая ситуация не устраивает производителей. Они инициировали создание госпрограммы поддержки отрасли, которая должна повысить привлекательность страны для мировых автоконцернов. Вместе с тем в нынешнем виде программа скорее похожа на протекционистский документ, который вряд ли станет стимулом для создания новых производств, отмечают импортеры.
Автопром не в моде
"Период с 2005 по 2008 год, когда ввозная пошлина на легковые автомобили составляла 25% стоимости, был одним из наиболее благоприятных для украинского автопрома",- вспоминает директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк. Объем производства легковых автомобилей за эти три года вырос с 192 тыс. до 368,4 тыс. Был построен новый завод корпорации "Богдан" в Черкассах объемом производства 120 тыс. автомобилей в год. "Тогда многие мировые концерны регулярно приезжали для консультаций по вопросу строительства предприятия в Украине",- говорит председатель набсовета "Еврокара" Олег Боярин.
Ситуация существенно изменилась со вступлением Украины в ВТО в апреле 2008 года. Пошлина на легковые автомобили была снижена до 10%, а неоднократные попытки автопроизводителей пересмотреть это решение не увенчались успехом. В результате, по данным отраслевой ассоциации "Укравтопром", доля импортных легковых автомобилей в стране в 2008-2010 годы выросла с 52,5% до 67%, а в 2011 году должна достичь 75%. Снижение доли украинских автомобилей происходит на фоне общего сужения рынка в результате финансово-экономического кризиса. Если в 2008 году его объем составил 623,2 тыс. легковых автомобилей, то в 2010 году - лишь 162,6 тыс. "На сегодняшний день украинские автопредприятия загружены всего на 20-25% при общих производственных мощностях в 400 тыс. легковых автомобилей в год",- говорит заместитель председателя правления по производству корпорации "Укравто" Олег Папашев.
В Украине сложились благоприятные условия для импорта, и те компании, которые хотели строить у нас заводы, предпочли другие страны, говорит Владимир Власюк. "В частности, в 2009 году в России появились заводы Nissan и Skoda, а 2010 году - предприятия компании Hyundai и альянса Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Кроме того, о намерении строить заводы в РФ уже заявили Honda и Mazda",- отмечает он.
Защитные настроения
До последнего времени производители пытались улучшить свои позиции главным образом за счет повышения ввозных пошлин. Так, в июне этого года межведомственная комиссия при Кабмине после обращения "Укравтопрома" возбудила специальное расследование относительно импорта легковых автомобилей. В ассоциации предлагают ввести заградительную пошлину в размере 33,4-47% в зависимости от объема двигателя. Но, по мнению импортеров, такие изменения правил игры будут иметь катастрофические последствия для украинского рынка. "Увеличение пошлин на импорт автомобилей причинит ущерб не только импортерам, но и украинским покупателям, так как им придется больше платить. Мы надеемся, что украинское правительство будет соблюдать обязательства перед ВТО и не станет увеличивать пошлины",- говорит гендиректор ДП "Авто Интернешлн" (импортер Mazda и Suzuki) Елена Дунина. "Импортеры, дилеры, СТО обеспечивают работой десятки тысяч местных специалистов. В результате повышения пошлин половина из них рискуют остаться без работы",- напоминает руководитель PR-службы компании "Хонда Украина" Виктор Должанский.
Следует отметить, что Украина уже добилась ограничения импорта автомобилей из Узбекистана. Кабинет министров принял постановление, согласно которому с 15 ноября текущего года до 2014 года Узбекистан может ввозить не более трех автомобилей в год. По данным AUTO-Consulting, за девять месяцев текущего года в Украине было продано 5,2 тыс. (доля внутреннего рынка - 3,9%) автомобилей Daewoo узбекского производства.
Баланс интересов
Решить проблему призвана государственная программа развития легкового автомобилестроения в Украине до 2020 года, разработанная "Укрпромвнешэкспертизой" и "Укравтопромом" по поручению президента Виктора Януковича. Документ предусматривает, что к концу реализации программы доля легковых автомобилей отечественного производства в общем объеме их продаж в стране должна достичь 70%, производственные мощности - возрасти с 400 тыс. до 1,19 млн автомобилей в год. Объем производства увеличится с 83 тыс. в 2010 году до 1,04 млн в 2020-м, экспорт - с 33 тыс. до 312 тыс. Локализация производства должна возрасти с 26% до 55%, а количество рабочих, занятых на предприятиях автопрома,- с 10,4 тыс. до 176,9 тыс. человек.
До сих пор не существовало комплексной программы по развитию автомобилестроения в стране, а были лишь решения об увеличении ввозной пошлины на автомобили, говорит Владимир Власюк. "Нам необходимо создать инвестиционные условия, которые будут не хуже, чем в соседних странах. Тогда мы сможем добиться заявленных результатов",- считает он. Программа, в частности, предполагает увеличение ввозной пошлины на автомобили с нынешних 10% до 30%; снижение пошлины на импорт оборудования для производства автомобилей с 3,5% до 0%, введение нулевой ставки НДС на импорт оборудования для автопрома; частичную компенсацию (до 10%) процентной ставки по банковским кредитам, выдаваемым на организацию производства новых автомобилей; снижение налога на прибыль для вновь созданных автопредприятий с 23 до 0% при условии, что эта прибыль реинвестируется на протяжении пяти лет. Предлагается также предоставлять госдотации на создание рабочих мест и стимулировать спрос на отечественные автомобили за счет компенсации части кредитной ставки и программы по утилизации старых автомобилей.
Предложение не следует
Импортеры скептически относятся к этим предложениям. Налоговые льготы для автопроизводителей существовали с 1998 по 2004 год. Но, по словам Виктора Должанского, они так и не привели к заметной модернизации автопрома, не говоря уже о воплощении таких трудоемких проектов, как создание украинского конкурентоспособного автомобиля. "Мы можем построить здесь завод, но тогда нам нужно найти рынок сбыта в Украине или соседних странах, на котором можно будет продавать порядка 100 тыс. автомобилей в год. Однако нестабильная регуляторная политика, низкая защищенность инвестиций, а также высокие налоги в стране этому не способствуют",- считает господин Должанский. "Некоторые руководители промышленного направления группы Renault уже посещали производства в Украине. Но я полагаю, что этот вопрос не может быть решен в ближайшее время. Правила игры для инвесторов должны быть понятными и стабильными, чего на данный момент в Украине не наблюдается",- говорит генеральный директор "Рено Украина" Марк Ле Грасье. По мнению импортеров, возможность строительства заводов мировых автоконцернов в Украине является гипотетической, так как большинство глобальных производителей уже имеют свои предприятия в России, Словакии, Венгрии, Польше и Турции.
И все же создатели программы развития отечественного автопрома не теряют надежды на улучшение ситуации. У Украины есть ряд преимуществ, которые в комплексе с целевой программой развития автопрома способны обеспечить приход иностранных компаний, считают эксперты. "Украина привлекательна тем, что имеет удобное географическое положение в центре Европы между двумя крупными рынками Евросоюза и России. Это позволяет снизить логистические затраты на 6-8% при экспорте в эти страны",- говорит господин Власюк. Один из основных факторов, который интересует мировых производителей на украинском рынке,- средний возраст парка легковых автомобилей. В Украине он составляет 18,7 лет. Например, в России - 12,9, в США - 9,2, в странах Западной Европы - 8,5. "Иностранные автоконцерны понимают, что население Украины будет обновлять автомобили, и это может принести им большую прибыль",- говорит Владимир Власюк. Представители международных автопроизводителей в свою очередь отмечают перспективность отечественного рынка. "Украинский рынок имеет большой потенциал, даже несмотря на определенный спад динамики в последние годы. Уровень владения автомобилями в Украине еще очень низкий: 168 автомобилей на 1000 жителей, в то время как в европейских странах этот показатель достигает 600 автомобилей на 1000 жителей,- говорит Марк Ле Грасье.- Что же касается автомобилей украинской сборки, то я считаю, что если бы у них был привлекательный дизайн и высокий уровень качества, то они бы без проблем нашли рынки сбыта как в Украине, так и в соседних странах".
Но для благоприятного инвестиционного климата в стране необходим комплекс решений. "Важно создать законодательную базу, которая обеспечивала бы равные условия конкуренции для локальных производителей и для импортеров. Одни игроки не должны выживать за счет других. В то же время чрезвычайно важно инвестировать именно в модернизацию локального производства, а не просто защищать его от конкуренции с импортерами",- говорит господин Должанский. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, необходимо сначала принять закон, позволяющий не менять выбранную стратегию развития государства, которая даст гарантии защиты инвестиций, считает Владимир Власюк. "При переговорах с мировыми автоконцернами нам следует предложить информационный пакет, который будет отражать состояние сектора промышленности, подготовить площадку с удобной логистикой и со всеми необходимыми условиями для создания производства автомобилей",- отмечает он. По мнению Олега Папашева, для этого требуется политическая воля, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в Украине и равных с Европой возможностей для развития предприятий и производства.
Структура продаж легковых автомобилей в Украине
| 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год
(прогноз) |
|
|---|---|---|---|---|---|---|
| Импортные автомобили тыс. ед. | 164,9 | 266,9 | 327,4 | 96,8 | 108,3 | 158,1 |
| Отечественные автомобили тыс. ед. | 206,1 | 276,3 | 295,8 | 65,5 | 54,3 | 50,2 |
|
cumulus
29.11.11, , инфо
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
Власники 99,06% ВВП-варантів, які перебувають в обігу на загальну суму $2,635 млрд, підтримали їх повний обмін на звичайні єврооблігації України, йдеться у біржовому повідомленні України у четвер.
З 1 січня 2027 року платники єдиного податку з доходом від 1 млн грн повинні будуть сплачувати 20% ПДВ
Кабінет міністрів України дозволив Міністерству фінансів понаднормово
запозичити 55 млрд грн. Їх планують використовувати на початку
наступного року.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Цього тижня ціни на нафту впали нижче за $60 за барель, оскільки
інвестори намагаються зрозуміти прагнення президента США Дональда Трампа
припинити розв'язану росією повномасштабну війну проти України й
витіснити президента Венесуели Ніколаса Мадуро.
Індекс відновлення ділової активності (ІВДА) в Україні погіршується
третій місяць поспіль і з 0,03 у жовтні знизився до 0 у листопаді,
свідчать результати щомісячного опитування підприємств, проведеного
Інститутом економічних досліджень та політичних консультацій (ІЕД).
У результаті перегляду переліків об'єктів критичної інфраструктури уряду
вдалося вивільнити щонайменше 800 МВт електричної потужності, повідомив
заступник міністра енергетики України Олександр В'язовченко на
ранковому брифінгу в п'ятницю.
Регулятор банківського ринку вважає, що Верховна Рада повинна відійти від практики мораторіїв на роботу з NPL
Щорічне зростання чистих гривневих кредитів бізнесу прискорилося до 35%, а роздрібного кредитування - до 33%.
Міжнародні партнери із початку 2025 року
передали Україні 962 од. обладнання для розподіленої генерації, завдяки
якому в енергосистему додано понад 450 МВт генеруючих потужностей.
На перших з початку війни місячних аукціонах за європейськими
правилами розподілені всі 804 МВт запропонованої потужності міждержавних
перетинів з Угорщиною, Словаччиною та Румунією для імпорту
електроенергії в січні 2026 року, передає Енергореформа.
Йдеться про застосунок, пов'язаний із Sei - блокчейном рівня Layer 1,
який створили спеціально для торгівлі цифровими активами. Застосунок
попередньо встановлюватимуть на всі нові смартфони Xiaomi, що
продаватимуться за межами материкового Китаю та США.
За словами спікерів, одразу після початку повномасштабного вторгнення РФ
у лютому 2022 року Україна перенесла критичні масиви даних до
дата-центрів на території ЄС. Уже в 2023 році стратегія була
трансформована в бік створення суверенних національних дата-центрів із
підтримкою транскордонних рішень резервного копіювання.
Google анонсувала новий експериментальний веббраузер під назвою
Disco, що орієнтований на інтеграцію ШІ у процес перегляду сторінок.
Першою функцією браузера стала GenTabs - віджети, створені на основі
відкритих вкладок, історії чатів і запитів користувача.
AMD може розглядати 2-нм техпроцес Samsung для випуску майбутніх
чипів. Про це повідомляють джерела з Південної Кореї.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.