Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украина вновь оказалась перед выбором направления развития рынка легковых автомобилей

09:06 29.11.2011 |

Економіка

Как пишет ‘КоммерсантЪ-Украина' в публикации "Автомобили на перепутье", после вступления в ВТО в стране не открылось ни одного нового автомобильного производства, а доля импортных машин возросла с 50% до 70% рынка. Такая ситуация не устраивает производителей. Они инициировали создание госпрограммы поддержки отрасли, которая должна повысить привлекательность страны для мировых автоконцернов. Вместе с тем в нынешнем виде программа скорее похожа на протекционистский документ, который вряд ли станет стимулом для создания новых производств, отмечают импортеры.

Автопром не в моде

"Период с 2005 по 2008 год, когда ввозная пошлина на легковые автомобили составляла 25% стоимости, был одним из наиболее благоприятных для украинского автопрома",- вспоминает директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк. Объем производства легковых автомобилей за эти три года вырос с 192 тыс. до 368,4 тыс. Был построен новый завод корпорации "Богдан" в Черкассах объемом производства 120 тыс. автомобилей в год. "Тогда многие мировые концерны регулярно приезжали для консультаций по вопросу строительства предприятия в Украине",- говорит председатель набсовета "Еврокара" Олег Боярин.

Ситуация существенно изменилась со вступлением Украины в ВТО в апреле 2008 года. Пошлина на легковые автомобили была снижена до 10%, а неоднократные попытки автопроизводителей пересмотреть это решение не увенчались успехом. В результате, по данным отраслевой ассоциации "Укравтопром", доля импортных легковых автомобилей в стране в 2008-2010 годы выросла с 52,5% до 67%, а в 2011 году должна достичь 75%. Снижение доли украинских автомобилей происходит на фоне общего сужения рынка в результате финансово-экономического кризиса. Если в 2008 году его объем составил 623,2 тыс. легковых автомобилей, то в 2010 году - лишь 162,6 тыс. "На сегодняшний день украинские автопредприятия загружены всего на 20-25% при общих производственных мощностях в 400 тыс. легковых автомобилей в год",- говорит заместитель председателя правления по производству корпорации "Укравто" Олег Папашев.

В Украине сложились благоприятные условия для импорта, и те компании, которые хотели строить у нас заводы, предпочли другие страны, говорит Владимир Власюк. "В частности, в 2009 году в России появились заводы Nissan и Skoda, а 2010 году - предприятия компании Hyundai и альянса Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Кроме того, о намерении строить заводы в РФ уже заявили Honda и Mazda",- отмечает он.

Защитные настроения

До последнего времени производители пытались улучшить свои позиции главным образом за счет повышения ввозных пошлин. Так, в июне этого года межведомственная комиссия при Кабмине после обращения "Укравтопрома" возбудила специальное расследование относительно импорта легковых автомобилей. В ассоциации предлагают ввести заградительную пошлину в размере 33,4-47% в зависимости от объема двигателя. Но, по мнению импортеров, такие изменения правил игры будут иметь катастрофические последствия для украинского рынка. "Увеличение пошлин на импорт автомобилей причинит ущерб не только импортерам, но и украинским покупателям, так как им придется больше платить. Мы надеемся, что украинское правительство будет соблюдать обязательства перед ВТО и не станет увеличивать пошлины",- говорит гендиректор ДП "Авто Интернешлн" (импортер Mazda и Suzuki) Елена Дунина. "Импортеры, дилеры, СТО обеспечивают работой десятки тысяч местных специалистов. В результате повышения пошлин половина из них рискуют остаться без работы",- напоминает руководитель PR-службы компании "Хонда Украина" Виктор Должанский.

Следует отметить, что Украина уже добилась ограничения импорта автомобилей из Узбекистана. Кабинет министров принял постановление, согласно которому с 15 ноября текущего года до 2014 года Узбекистан может ввозить не более трех автомобилей в год. По данным AUTO-Consulting, за девять месяцев текущего года в Украине было продано 5,2 тыс. (доля внутреннего рынка - 3,9%) автомобилей Daewoo узбекского производства.

Баланс интересов

Решить проблему призвана государственная программа развития легкового автомобилестроения в Украине до 2020 года, разработанная "Укрпромвнешэкспертизой" и "Укравтопромом" по поручению президента Виктора Януковича. Документ предусматривает, что к концу реализации программы доля легковых автомобилей отечественного производства в общем объеме их продаж в стране должна достичь 70%, производственные мощности - возрасти с 400 тыс. до 1,19 млн автомобилей в год. Объем производства увеличится с 83 тыс. в 2010 году до 1,04 млн в 2020-м, экспорт - с 33 тыс. до 312 тыс. Локализация производства должна возрасти с 26% до 55%, а количество рабочих, занятых на предприятиях автопрома,- с 10,4 тыс. до 176,9 тыс. человек.

До сих пор не существовало комплексной программы по развитию автомобилестроения в стране, а были лишь решения об увеличении ввозной пошлины на автомобили, говорит Владимир Власюк. "Нам необходимо создать инвестиционные условия, которые будут не хуже, чем в соседних странах. Тогда мы сможем добиться заявленных результатов",- считает он. Программа, в частности, предполагает увеличение ввозной пошлины на автомобили с нынешних 10% до 30%; снижение пошлины на импорт оборудования для производства автомобилей с 3,5% до 0%, введение нулевой ставки НДС на импорт оборудования для автопрома; частичную компенсацию (до 10%) процентной ставки по банковским кредитам, выдаваемым на организацию производства новых автомобилей; снижение налога на прибыль для вновь созданных автопредприятий с 23 до 0% при условии, что эта прибыль реинвестируется на протяжении пяти лет. Предлагается также предоставлять госдотации на создание рабочих мест и стимулировать спрос на отечественные автомобили за счет компенсации части кредитной ставки и программы по утилизации старых автомобилей.

Предложение не следует

Импортеры скептически относятся к этим предложениям. Налоговые льготы для автопроизводителей существовали с 1998 по 2004 год. Но, по словам Виктора Должанского, они так и не привели к заметной модернизации автопрома, не говоря уже о воплощении таких трудоемких проектов, как создание украинского конкурентоспособного автомобиля. "Мы можем построить здесь завод, но тогда нам нужно найти рынок сбыта в Украине или соседних странах, на котором можно будет продавать порядка 100 тыс. автомобилей в год. Однако нестабильная регуляторная политика, низкая защищенность инвестиций, а также высокие налоги в стране этому не способствуют",- считает господин Должанский. "Некоторые руководители промышленного направления группы Renault уже посещали производства в Украине. Но я полагаю, что этот вопрос не может быть решен в ближайшее время. Правила игры для инвесторов должны быть понятными и стабильными, чего на данный момент в Украине не наблюдается",- говорит генеральный директор "Рено Украина" Марк Ле Грасье. По мнению импортеров, возможность строительства заводов мировых автоконцернов в Украине является гипотетической, так как большинство глобальных производителей уже имеют свои предприятия в России, Словакии, Венгрии, Польше и Турции.

И все же создатели программы развития отечественного автопрома не теряют надежды на улучшение ситуации. У Украины есть ряд преимуществ, которые в комплексе с целевой программой развития автопрома способны обеспечить приход иностранных компаний, считают эксперты. "Украина привлекательна тем, что имеет удобное географическое положение в центре Европы между двумя крупными рынками Евросоюза и России. Это позволяет снизить логистические затраты на 6-8% при экспорте в эти страны",- говорит господин Власюк. Один из основных факторов, который интересует мировых производителей на украинском рынке,- средний возраст парка легковых автомобилей. В Украине он составляет 18,7 лет. Например, в России - 12,9, в США - 9,2, в странах Западной Европы - 8,5. "Иностранные автоконцерны понимают, что население Украины будет обновлять автомобили, и это может принести им большую прибыль",- говорит Владимир Власюк. Представители международных автопроизводителей в свою очередь отмечают перспективность отечественного рынка. "Украинский рынок имеет большой потенциал, даже несмотря на определенный спад динамики в последние годы. Уровень владения автомобилями в Украине еще очень низкий: 168 автомобилей на 1000 жителей, в то время как в европейских странах этот показатель достигает 600 автомобилей на 1000 жителей,- говорит Марк Ле Грасье.- Что же касается автомобилей украинской сборки, то я считаю, что если бы у них был привлекательный дизайн и высокий уровень качества, то они бы без проблем нашли рынки сбыта как в Украине, так и в соседних странах".

Но для благоприятного инвестиционного климата в стране необходим комплекс решений. "Важно создать законодательную базу, которая обеспечивала бы равные условия конкуренции для локальных производителей и для импортеров. Одни игроки не должны выживать за счет других. В то же время чрезвычайно важно инвестировать именно в модернизацию локального производства, а не просто защищать его от конкуренции с импортерами",- говорит господин Должанский. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, необходимо сначала принять закон, позволяющий не менять выбранную стратегию развития государства, которая даст гарантии защиты инвестиций, считает Владимир Власюк. "При переговорах с мировыми автоконцернами нам следует предложить информационный пакет, который будет отражать состояние сектора промышленности, подготовить площадку с удобной логистикой и со всеми необходимыми условиями для создания производства автомобилей",- отмечает он. По мнению Олега Папашева, для этого требуется политическая воля, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в Украине и равных с Европой возможностей для развития предприятий и производства.

 

Структура продаж легковых автомобилей в Украине

 

2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год

(прогноз)

Импортные автомобили тыс. ед. 164,9 266,9 327,4 96,8 108,3 158,1
Отечественные автомобили тыс. ед. 206,1 276,3 295,8 65,5 54,3 50,2
Источник:"Укравтопром"
 
cumulus
29.11.11, , инфо
Ключевая проблема автостроения - низкая покупательная способность нашего населения! Все остальное вторично! С привлечением в нашу страну автостроителей мы УЖЕ опоздали ! А вот привлечь производителей агрегатов еще можно. Но для этого надо менять в принципе "условия игры" на бизнес поле. А эта власть на это не способна в принципе! И еще... а почему все так уперлись в автостроение? Есть еще авиастроение, космос, передовые технологии в вычислительной технике и кибернетике... да еще много чего. Но фантазии хватает только на то, как машинки строить...

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3763
 0,0782
0,19
EUR
1
43,9416
 0,0533
0,12

Курс обміну валют на сьогодні, 10:38
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1046  0,07 0,17 41,7265  0,07 0,17
EUR 43,8596  0,09 0,20 44,6023  0,11 0,26

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3750  0,13 0,30 41,3947  0,09 0,23
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес