Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Владельцы кипрских оффшоров могут спать спокойно

12:43 15.07.2011 |

Економіка

Дария Рябкова

Корпорация - это юридическое лицо, созданное по законам штата, которое можно использовать как козла отпущения, слугу, хорошего друга или макет. Юридическое лицо, которое вы можете контролировать... но привлечь к ответственности его нельзя».

Такое приветствие встретит каждого, кто зайдет на сайт небольшой американской компании Wyoming Corporate Services, расположенной по адресу: США, Вайоминг, Thomes Avenue, 2710. В небольшом кирпичном одноэтажном доме по тому же адресу вы найдете штаб-квартиры еще больше, чем 2000 компаний. В том числе, например, компании Capital Investments Group. На нее, по данным Reuters, записана недвижимость экс-премьера Павла Лазаренко в Украине.

«Представьте себе возможности, которые открываются перед вами», - говорится на сайте Wyoming Corporate Services о перспективах работы через такие юрлица. Лазаренко и владельцы других пары тысяч компаний знают, о чем идет речь: компания позволяет создавать фиктивные оффшорные предприятия, через которые компании и физлица по всему миру решают свои проблемы.

Впрочем, большинство тех в Украине, кто стремится оформить свою недвижимость на фиктивную оффшорную компанию либо обезопасить капиталы от политических рисков или просто оптимизировать налогообложение, предпочитают делать это куда ближе, чем на Thomes Avenue в Вайоминге. Главное налоговое убежище для украинских компаний - Кипр. На него приходится 23,4% всех вложений, сделанных в Украину, и 92% «инвестированных» из нее средств.

Правительство решать этот вопрос не намерено. Напротив, несмотря на давние и громкие призывы сломать механизмы вывода капиталов на этот остров, визит президента Кипра в нашу страну показал, что по проблеме оффшора Украина готова идти на уступки этой налоговой гавани.

Ошибся в понятиях

Наверное, когда в прошлый понедельник Виктор Янукович готовился к встрече со своим кипрским коллегой, он перепутал речь. «В прошлом году в Украину из Республики Кипр поступило более $11 млрд. инвестиций», - превозносил он роль Кипра в развитии экономики Украины во время встречи с Димитрисом Христофиасом. Благодаря им в Украине создано более 300 предприятий, рассыпался в похвалах Янукович, и сетовал: Украина инвестировала в Кипр более $6 млрд. «Это почти вполовину меньше».

Перепутал потому, что эти деньги - выведенные когда-то из Украины и теперь возвращенные на родину. Поток так называемых инвестиций, направленных из Украины на Кипр, сегодня составляет уже $6,4 млрд. (из них 86,7% приходится на одну Донецкую область). Но и это - только та сумма, которая выведена из Украины напрямую. Сотрудник любой консалтинговой компании, помогающей работать на Кипре, знает, что есть еще масса других возможностей для минимизации налоговой базы. Скажем, экспортно-импортные операции с использованием посредника в оффшоре. «Значительное количество экспортно-импортных операций проводится именно через юрисдикции, которые являются оффшорными зонами», - говорят в ГНАУ. Согласно исследованию Энн Холлингшед из вашингтонской исследовательской компании Global Financial Integrity, только за счет этих операций (т.н. реинвойс) развивающиеся страны в период с 2002 по 2006 год ежегодно теряли от $98 млрд. до $104 млрд. налоговых поступлений. Это 4,4% от всех поступлений налогов в их казну.

Формально Кипр не является оффшором. Классический оффшор полностью освобождает компании, зарегистрированные в стране, но не ведущие в ней операционной деятельности, от уплаты налогов. В случае с Кипром - другая история. Он также имеет льготное налогообложение, но, в отличие от классических оффшоров, принял нормы налоговых стандартов ОЭСР об обмене информацией. Впрочем, его главное удобство для Украины в том, что еще по наследству, оставшемуся от Советского Союза, между Украиной и Кипром существует договор от 1982 года об избежании двойного налогообложения. Этот договор, по формулировке Министерства финансов, устанавливает «беспрецедентное освобождение компаний от налогообложения доходов - такое, какого Украина не имеет ни с одной другой страной мира».

Если бы его не было, кипрские компании платили бы в украинский бюджет 15% на все доходы, получаемые из Украины. Но согласно этому соглашению, доходы, возникающие на территории Украины или Кипра, в том числе дивиденды, проценты, роялти, доходы от отчуждения имущества и т.п., облагаются по нулевой ставке налога, причем подлежат налогообложению только на Кипре. По подсчетам депутата Верховной Рады от БЮТ Андрея Павловского, урон доходной части бюджета в результате этой «беспрецедентной» налоговой дыры составляет до 1 млрд. грн.

Именно поэтому в июне нынешнего года Павловский внес на рассмотрение Рады законопроект №8498 о денонсации соглашения с Кипром. Но законопроект даже не поставили на голосование. Как не прошли испытание Радой и все другие попытки денонсировать договор за последние годы. Официальная причина - несоответствие Конституции. В выводе Главного научно-экспертного управления по законопроекту №8498 сказано, что право инициировать подписание и денонсацию международных договоров в Украине принадлежит только президенту и Кабинету Министров. Но у них другой взгляд на этот вопрос.

«Идти по пути односторонних действий (односторонней денонсации договора. - Ред.) наше правительство не будет», - заявил Николай Азаров еще в декабре 2010 года. Президент Янукович во время визита в Киев своего кипрского коллеги на прошлой неделе также говорил с ним о чем угодно, только не о денонсации договора.

Чего хочет Киев

Не так давно на сайте Государственной налоговой администрации появился трейлер детского мультфильма, благодаря которому в будущем налоговики планируют приучать детей честно платить налоги государству. Примером для русскоязычного мультфильма под названием «Город мечты» стал опыт США. Еще в 1943 году студия Уолта Диснея посвятила одну из серий анимационного сериала о Дональде Даке проблемам налогообложения. После этого поступления от налога на прибыль в Штатах выросла в четыре раза.

Зарубежный опыт налоговая и правительство, похоже, пытаются применять и в решении оффшорной проблемы. Начиная с 1997 года целая плеяда украинских политиков пыталась убедить Кипр если не денонсировать нынешний договор об избежании двойного налогообложения, то изменить его условия. И подписать двустороннюю Конвенцию по этому вопросу.

В рамках этой Конвенции Украина хочет прекратить практику безналогового вывода средств из Украины в компании, зарегистрированные на Кипре, и планирует самостоятельно собирать все налоги. Проект Конвенции, утвержденный Украиной еще в 2007 году, предусматривал, что вместо нулевой ставки по всем видам налогов компании будут платить 10% на доходы по процентам и роялти и дифференцированную (5-15%) ставку на доходы по дивидендам. Кроме того, говорит Екатерина Вознесенская, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры», если действующее соглашение дает возможность платить налог с доходов в той стране, резидентом которой является их получатель (т.е. на Кипре), то проект Конвенции предусматривает, что налог «источника» платить придется в Украине, как в государстве, где возник доход.

Но диалог не получается. Со слов представителей украинской власти, Кипр минимум четыре раза откладывал подписание Конвенции и раз за разом выдвигает новые требования. Так, в апреле 2008 года министр финансов Кипра предложил уменьшить ставку налога на проценты с 10 до 5%, а затем и вовсе до 0%. «Эти предложения кипрской стороны фактически заблокировали дальнейшее ведение переговоров, так как они являются абсолютно неприемлемыми для Украины», - заявил тогда министр финансов Виктор Пинзеник. В конце 2010 года стало известно, говорит Иван Юрченко, старший юрист налоговой практики в ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», что на уровне правительств Кипра и Украины был согласован текст нового соглашения. Но в начале текущего года кто-то из участников переговорного процесса вновь нажал на кнопку паузы.

Эти переговоры вообще доставляют киприотам мало приятных эмоций. Не так давно к ним с аналогичным предложением вновь обратились россияне. Но попытки расторгнуть или пересмотреть соглашения грозят лишить Кипр основного источника дохода. Индустрия услуг этой страны уже заточена под «потребности» бизнеса стран бывшего Союза.

Именно поэтому главным методом давления на Никосию со стороны Киева был шантаж - угрозы денонсировать договор в одностороннем порядке. Но сегодня украинский премьер больше не спешит обращаться к подобной риторике. «Мы не собираемся ни с Кипром, ни с другими странами Евросоюза разговаривать на языке ультиматумов», - говорил Николай Азаров. Более того, то, что во время визита в Киев Димитрис Христофиас внезапно заявил о готовности подписать соглашение на прошлой неделе, наталкивает на простой вывод - Украина пошла на значительные уступки Кипру.

Узнать детали переговоров в Администрации президента не удалось, но юристы склонны считать, что в результате новая Конвенция будет компромиссной. «Судя по всему, правительства двух стран нашли консенсус, и в новом договоре будут заложены разумные ставки налогов», - говорит Иван Юрченко из «Василь Кисиль и Партнеры». По его ожиданиям, условия нового договора с Украиной будут аналогичны согласованным между Кипром и Российской Федерацией, где ставка налога на репатриацию при выплате дивидендов может быть снижена до 5%, а по процентам и роялти - до 0%. Взамен Украина может получить гарантии по обмену налоговой информации.

Метод подрезать крылья

Такой компромисс едва ли сможет стать надежной преградой для вывода капитала из Украины. Тем более что остров Афродиты приглянулся украинскому бизнесу среди всех «налоговых гаваней» не только возможностью полного устранения налогообложения в Украине и низкими налоговыми ставками в самом Кипре. «Кипр сегодня наиболее привлекателен с точки зрения создания холдинговых структур, которые владеют активами в Украине, особенно связанных с недвижимостью, а также финансирования украинских активов», - говорит Иван Юрченко. Даже если бы Конвенция была денонсирована, утверждает юрист, кипрские холдинги по-прежнему оставались бы привлекательными для структурирования владения украинскими активами. Они могли бы также вполне эффективно быть использованы для целей продажи акций украинских компаний и при расчетах за рубежом. Кипр - это достаточно простой и недорогой способ решения многих украинских проблем, - говорит Юрченко, - и, похоже, ничего существенно не изменится».

Но, сумей Виктор Янукович настоять на изначальной, украинской версии нового договора, по единогласному мнению юристов, Кипр станет совершенно неконкурентоспособным как оффшор. «Подписание Конвенции в первоначальной редакции приведет к тому, что использовать Кипр с целью минимизации налогообложения и вывода капиталов будет экономически невыгодно», - говорит Катерина Вознесенская из «Ильяшев и Партнеры».

Правда, вряд ли те, кто пользуются услугами оффшорных зон, растеряются. В мире существует еще больше полусотни юрисдикций, которые являются оффшорами или «налоговыми гаванями» - территориями, которые предоставляют значительные налоговые льготы. Деньги из Кипра просто перетекут в другие «выгодные» юрисдикции. «Альтернативой могут стать респектабельные европейские юрисдикции, например, Нидерланды, Австрия, Швейцария или Люксембург», - говорит Вознесенская.

Поэтому нардеп от БЮТ и экс-министр экономики Сергей Терехин подсказывает другой метод борьбы с «налоговыми гаванями» - такой, которым уже пользуется большинство развитых государств. «Существуют разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) правила борьбы с трансфертным ценообразованием», - рассказывает Терехин. Этот метод хорошо работает там, где компании используют подставные оффшорные компании, чтобы накручивать цены на свою продукцию на экспортно-импортных операциях. В рамках этого метода компании должны платить консолидированный налог с прибыли.

Правда, Ярослав Ломакин, управляющий партнер консалтинговой компании Honest&Bright, говорит, что этот метод частично и так уже работает в Украине - в виде индикативных цен, которыми руководствуются украинские таможенники при установлении таможенной стоимости товаров. Эти цены служат им индикатором «среднерыночной» цены, и если товар ввозится в Украину по более низкой стоимости, это дает таможенникам основание заподозрить импортера в том, что он занижает стоимость товара. Впрочем, признает г-н Ломакин, таким методом борьбы с трансфертным ценообразованием можно пользоваться не только при импорте продукции, но и при ее экспорте, а также при использовании подставных компаний внутри страны. Но шансов, что президент Янукович задумывается о таком шаге, еще меньше, чем возможностей перекрыть активное размножение фиктивных компаний на Кипре.

 

Ключові теги: Кіпр
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес