Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

«РосУкрЭнерго» выбивает деньги из Украины руками СБУ

«Ребята, мы все, на мой взгляд, глубоко ошибаемся. Тезис о том, что бизнес должен быть отделен от политики, - или идеалистический, или сумасшедший». Эта фраза председателя Службы безопасности Валерия Хорошковского максимально точно характеризует ситуацию, связанную с арестом экс-главы Государственной таможенной службы Анатолия Макаренко. Это дело следует рассматривать как важный прецедент в судебной и политической практике, который наносит очередной удар по остаткам правовой культуры в нашей стране. Теперь суд, оказывается, может посадить в тюрьму любого, в том числе самого высокопоставленного в прошлом чиновника за служебную халатность, даже несмотря на то, что факт совершения преступления и нанесения ущерба государству в результате этой «халатности» не установлен! Давайте рассмотрим эту интереснейшую новеллу в украинском правосудии, ибо ситуация дает возможность понять, что ждет нас всех в близкой и отдаленной перспективе.

Назначение виноватых

Итак, 23 июня в 11.00 Макаренко прибыл на допрос в СБУ по делу, возбужденному по ч. 5 ст. 191 (присвоение чужого имущества) против Игоря Диденко, бывшего и.о. главы НАК «Нафтогаз». Предмет предполагаемого хищения - 11 миллиардов кубометров газа, которые в 2009 году НАК принял на баланс согласно договору переуступки части долга с РАО «Газпром» (они как считает следствие, принадлежали на самом деле коммерческой структуре «РосУкрЭнерго»). В рамках дела расследуется деятельность и других должностных лиц, в частности сотрудников таможни, растаможивших газ как принадлежащий «Нафтогазу». Однако оснований для задержания Диденко следствие не обнаружило - и главный подозреваемый находится на свободе под подпиской о невыезде. Макаренко в хищении следователи не подозревают. И тем сенсационней стало сообщение, что сразу после допроса прямо в здании СБУ таможенник был арестован! Ему предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 167 («преступная халатность»). Т.е. человек, против которого возбуждено дело, находится на свободе, хотя как бы подозревается в совершении тяжкого преступления, а Макаренко, обвиняемый в халатности (от двух до пяти лет лишения свободы), получил от Печерского суда два месяца тюрьмы на период расследования! Парадокс: экс-главу ГТСУ обвиняют в том, что он... выполнял поручение своего непосредственного начальства. Но еще больший парадокс, что меру ответственности руководителей Макаренко, наличие в их действиях состава преступления суд и следствие не рассматривают.

15 июня президент Виктор Янукович дал поручение правоохранительным органам: «В первую очередь мы должны дать ответ - а куда этот газ подевался, где он находится?.. Кто в этом виновен, кто принимал решения, отвечают ли они украинскому законодательству или нет? Это злоупотребления или еще хуже?»

Откровенно говоря, чтобы выполнить поручение Виктора Федоровича, было достаточно зайти в Интернет и распечатать тысячи материалов, дающих исчерпывающее представление о том, «кто принимал решения». Правда не скрывается. Накануне судебного заседания по избранию меры пресечения задержанному Макаренко экс-премьер-министр Юлия Тимошенко заявила: «Я давала прямые команды на растаможивание этого газа, на подписание соглашений». В базе данных решений Кабмина общедоступно и приобщено к материалам дела поручение первого вице-премьер-министра Александра Турчинова об ускорении растаможки газа, который правительство на основании договора переуступки долга с «Газпромом» признало собственностью «Нафтогаза».

Более того, в марте 2009-го, когда Валерий Хорошковский был зампредом Службы безопасности, СБУ уже проводило следственные действия по данному вопросу. И даже произвело задержание сотрудника Энергетической таможни Тараса Шепитько. Однако оснований для возбуждения уголовного дела следствие не обнаружило. Шепитько был освобожден. Премьер-министр Тимошенко 4 марта 2009 года по этому поводу отметила: «Таможенник не совершил никаких преступных действий. Он растаможил природный газ, который Государство Украина в лице НАК «Нафтогаз Украина» купило у «Газпрома», - растаможил на НАК «Нафтогаз Украины»... Он не подчинился преступным приказам растаможить этот газ на коррупционной основе для теневой структуры RosUkrEnergo... 11 млрд. кубометров... Они официально и законно куплены, полностью растаможены и сегодня являются собственностью НАК «Нафтогаз Украины».

Однако СБУ возбудило дело о хищении газа якобы принадлежащего «РосУкрЭнерго» почему-то не против тех должностных лиц, которые отдавали приказы и которые несут полную ответственность за газовую сделку с «Газпромом», а против руководителей, выполнявших решение вышестоящего органа исполнительной власти - Кабмина. И Диденко, и Макаренко оформляли газ как собственность государства в соответствии с директивами правительства Украины. Правомочность действий премьер-министра, законность данного соглашения, не была оспорена, и не оспорена до сих пор ни Генеральной прокуратурой, ни каким-либо украинским судом. «Халатность» Макаренко состоит в том, что он «не удостоверил законность своих действий». Но каким образом? На каких основаниях должен глава таможни принимать такие решения - если ГПУ против Кабмина не выступала? А СБУ хотя и выступала против, но нем не менее Шепитько отпустили. Ведь таможня не принимает решения о законной принадлежности собственности. Таможня - не суд и не правоохранительный орган. Следствие подозревает, что Макаренко и его подчиненные нарушили ведомственные инструкции о порядке растаможки газа. Однако какие инструкции могут запретить таможне выполнить поручение руководства страны о растаможке на балансе государственного НАК «Нафтогаз» государственного газа, поступившего по официальному соглашению? Тут нелишне добавить, что «Газпром», оформивший договор переуступки, является таким же правомочным распорядителем имущества «РосУкрЭнерго», как и Дмитрий Фирташ. РАО контролирует 50% акций швейцарской компании, а Фирташ - 45%. Несмотря на договор «Газпрома» и «Нафтогаза» о переуступке части долга, сторона Фирташа не предъявляла никаких претензий к «Газпрому» по поводу сделки с НАКом. Впрочем, это скорее вопрос порядочности россиян, чем буквы договора, ведь в двустороннем контракте «Газпром» одним из пунктов вывел себя из круга возможных ответчиков за сделку... При этом, однако, речь идет об исключении гражданско-правовой ответственности «Газпрома». Что же касается уголовной ответственности его должностных лиц, то в случае наличия для этого достаточных оснований, такая уголовная ответственность не может быть исключена в силу положения гражданско-правового договора.

Сторінка 1 з 3 | Наступна сторінка
За матеріалами: Зеркало недели
 
dd
29.06.10, , инфо
Отличная статья! Всё разжевано!

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3763
 0,0782
0,19
EUR
1
43,9416
 0,0533
0,12

Курс обміну валют на сьогодні, 10:38
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1046  0,07 0,17 41,7265  0,07 0,17
EUR 43,8596  0,09 0,20 44,6023  0,11 0,26

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3500  0,02 0,06 41,3800  0,01 0,04
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес