Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Централизованные поставки топлива селу: кажется, мы это проходили

16:29 10.02.2004 |

Новини АПК

Невзирая на перманентные попытки построить либеральную систему хозяйствования, страна регулярно сталкивается с осколками вчерашнего экономического порядка. Эксперты считают, что к таковым можно отнести и кампании по обеспечению селян топливом.

Благодаря усилиям отечественных реформаторов, де - юре административная колхозная система в стране ликвидирована. Однако де - факто картина выглядит несколько иначе. Особенно четкие ассоциации с прежней моделью вызывают периодические попытки чиновников помочь крестьянам приобрести горюче - смазочные материалы на проведение сева и уборки.

Нынешний год не стал исключением. Преодолев трудности относительно определения котировок на "отпускаемое" топливо, "сельское" руководство недавно в очередной раз уговорило ведущих производителей нефтепродуктов продать крестьянам на условиях предоплаты не менее 1,5 млн. тонн дизельного топлива максимум по 1700 грн./тонна.

Соглашение действительно до конца ноября, однако указанную цену компании гарантируют лишь до августа и только на НПЗ. При этом Кабмин обязуется не устанавливать льготы для импортеров дизтоплива. Ожидается, что основными операторами перекачки топлива в крестьянские канистры будут областные агротехсервисные предприятия и базы нефтепродуктов.

В минувшем году аграрии покупали ГСМ у компаний по упрощенной схеме в рамках договоренности Кабмина с фирмами, специализирующимися на торговле топливом и нефтеперерабатывающими заводами. Соглашение предусматривало поставку селянам 860 тыс. тонн солярки также по 1700 грн./тонна.

Анализ происходящего наталкивает на неоднозначные размышления. С одной стороны, желание чиновников подставить аграриям плечо, взяв на себя заботу о материальных ресурсах, похвально. С другой - подобная активность топ - менеджеров рождает вопросы.

Почему, например, для успешного проведения сева или жатвы чиновникам приходится создавать дополнительные схемы, конечно же, чистые от коррупции? Не значит ли это, что обычная плановая работа топ - менеджмента по обустройству рыночной экономики пущена на самотек или, хуже того, направлена по другому, административному пути?

"Чиновники только и делают, что договариваются с производителями ГСМ о поставках топлива для села. Я не исключаю, что такие действия могут использоваться для запутывания бизнес - схем. В мировой практике ничего подобного нет, за исключением, конечно, административных экономик", - сказал в комментарии "Ведомостям" аналитик рынка, пожелавший остаться неназванным.

Следует отметить, что в таких случаях чиновники оперируют железным аргументом. По их словам, подобные усилия позволяют крестьянам получать топливо по ценам ниже рыночных. Однако закон сохранения материи еще действует, значит, недоплаченные крестьянами деньги кто - то недополучил. И не всегда это "коварные" посредники - издержки несут и казна, и производители горючего.

"Усилия по обеспечению топливом аграриев во многом декларативны, кардинально на аграрное производство они не влияют. Более того, вредят здоровым экономическим отношениям. Несмотря на то, что в минувшем году поставки ГСМ проходили под эгидой областных администраций, некоторым операторам рынка бывшие колхозы не оплатили значительную часть предоставленного горючего", - сказал в интервью "Ведомостям" ведущий аналитик информационной компании "ПроАгро" Николай Пидвезяный.

Напомним, в этом году производители, наученные горьким административным опытом, согласились продавать "дешевое" топливо исключительно на условиях предоплаты.

Эксперт уверен, что регулирование отрасли государством допустимо. Однако действовать оно должно либеральными методами. Например, путем создания государственного резерва ГСМ, который позволял бы в случае резкого подорожания топлива проводить товарные интервенции.

"Нынешний механизм "поставок" не имеет ничего общего с рыночной экономикой. Однако уже сегодня в Украине 20% посевов в неудовлетворительном состоянии, страна вновь рискует собрать небольшой урожай. Строить рынок - процесс длительный, министрам же нужно показать хлеб. Используя административные схемы, агроверхи прикрывают собственные недоработки в создании честных правил игры для сельского хозяйства", - отметил Пидвезяный.

Производители топлива высказываются менее сдержанно. "Чиновники применяют систему шантажа, заставляя нас отдавать солярку по 1700 грн./т, притом, что разница между стоимостью тонны "сельской" и "рыночной" солярки достигает 300 грн. и выше. В противном случае они обещают ввести льготы для импортеров дизтоплива: отменить акциз в размере 40 евро/т и НДС", - сообщил "Ведомостям" на условиях анонимности менеджер одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны.

К слову, кнут - не единственный способ влияния на участников рынка. Недавно "за оказанную помощь в обеспечении аграриев дизтопливом" по итогам 2003 года одна из крупных нефтяных компаний получила благодарность Кабмина.

Есть возможность отличиться нефтяникам и в нынешнем сезоне. По данным МинАП, потребность агросектора в солярке на этот год составляет 1,9 млн. тонн. В настоящее время, сообщил Госкомстат, хозяйства различных форм (КСП, фермеры, паевики) располагают всего лишь 69,18 тыс. тонн дизтоплива и 16,19 тыс. тонн бензина.

Иван КОВАЛЬ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6799
 0,0603
0,15
EUR
1
42,8305
 0,0810
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:30
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5054  0,08 0,20 40,0558  0,07 0,18
EUR 42,5617  0,13 0,30 43,2979  0,14 0,33

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7050  0,14 0,37 39,7350  0,10 0,26
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес