Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 17:02
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"День": Почему буксует аграрная реформа
12:21 12.12.2003 |
В двухнедельный срок поручил Президент Леонид Кучма правительству, Госкомзему и Днепропетровской обладминистрации разобраться с конфликтной ситуацией и фактами нарушения земельного законодательства вокруг паевания земель в поселке Соленое и принять меры для привлечения виновных к ответственности. Другой "свежий" сбой в осуществлении аграрной реформы зафиксирован в Херсонской области. Сорок шесть крестьян - собственников земельных паев обратились недавно в местный центр юридической помощи сельскому населению. Крупное агрохозяйство, которому они сдали в аренду свои земельные участки, не собиралось вносить соответствующую плату, домогаясь ее снижения на будущий год с двух до 1,5% от денежной оценки земельных участков, а в случае отказа угрожало вообще разорвать договор. С помощью юристов крестьянам удалось отстоять свои права, даже не доводя дело до суда. Эти факты свидетельствуют как о том, что законодательное сопровождение земельной реформы отстает от ее потребностей, так и о том, что местные власти не прилагают усилий для выполнения действующих законов.
Это понимают и за рубежом. Совет директоров Всемирного банка во вторник утвердил второй транш Программного системного займа для Украины ($250 млн.) для поддержки реальных шагов по внедрению правительственной программы структурных реформ. Понятно, что одно из ведущих мест в них принадлежит реформированию села. Среди условий займа - принятие закона, формирующего унифицированную систему регистрации прав на землю и недвижимость.
За день до того, как ВБ принял упомянутое решение, Контрольно - ревизионное управление Украины сообщило, что почти 2,5 млн. грн. из средств, выделенных госбюджетом на земельную реформу, направлены на мероприятия, не связанные с земельными вопросами. В результате, по словам заместителя председателя КРУ Наталии Рубан, были выполнены 1,2 тысячи проектов формирования территорий хозяйств (вместо планировавшихся 4,5 тысячи), а в государственном земельном кадастре вместо 27 тыс. земельных участков зарегистрировано лишь 3 тысячи. Среди земель несельскохозяйственного назначения оценено только 5%, а инвентаризовано - 6%. В результате потери госбюджета от недопоступления платы за землю составляют, как уже сообщалось, около 2 млрд. грн. ежегодно. Среди факторов, замедляющих земельную реформу, отмечено недостаточное ее финансирование. На сегодня из госбюджета - 2003 на земельную реформу выделено 69,4 млн. грн., или 57% от запланированных 122,6 млн. и 14% от потребности, которая составляет 490 млн. грн. Не поступают в пользу земельной реформы и средства из других планировавшихся реформаторами финансовых источников. Так, в результате того, что на протяжении нескольких лет законы о госбюджете приостанавливают действие ряда статей закона о плате за землю (ими предусматривалось использовать эти поступления как источник финансирования земельной реформы), недополучено около 4,8 млрд. грн.
Но не только финансовые трудности ставят палки в колеса земельной реформе. Как считает руководитель проекта поддержки приватизации земли в Украине Стеван Добрилович, изготовление и выдача государственных актов на земли сельскохозяйственного назначения ведется слишком медленно. По его мнению, технические работы часто выполняются с опозданием не только потому, что услуги по регистрации земельных участков слишком дороги, но и из - за борьбы за контроль над сельскохозяйственными землями, ведущейся между влиятельными лицами и рядовыми гражданами. В ряде случаев, сообщает С.Добрилович, местная власть и руководители сельхозпредприятий прибегают к откровенной обструкции в ходе выдачи собственникам земли государственных актов. Иногда против приватизации земли откровенно выступают органы местного самоуправления. В ряде случаев это обусловлено тем, что они просто не владеют механизмами приватизации, а потому боятся нарушить законодательство и отвечать перед законом, отмечает Добрилович. Не меньше проблем возникает у крестьян и после получения земли в собственность. Одна из главных - отсутствие техники для обработки полей. Генеральный директор лизинговой компании "Аграрный союз Донбасса" Владимир Гросул в разговоре с "Днем" сделал замечание о низкой платежеспособности нынешнего села. По его словам, судить об успехах аграрной реформы можно было бы очень просто - по уровню рентабельности хозяйств. А он, как считает специалист, в среднем довольно низок, несмотря на то, что на селе появились уже и сильные предприятия ("но они погоду не делают"). "Мы хотим продать крестьянину современную сельскохозяйственную технику и вводим для этого льготные условия, но ему сейчас, похоже, просто не до того: впечатление такое, что он и все вокруг него, образно говоря, в своих валенках и спят", - говорит Гросул.
Виталий КНЯЖАНСКИЙ