Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Для Украины минус 40% агровыручки, для мира – голод. Если аграрии не выиграют морской бой

13:45 26.04.2022 |

Новини АПК

 Олег Нивьевский / LIGA.net

Порты стоят. Перспективы экспорта достаточно пессимистичны. Есть ли для украинских агропроизводителей хоть какая-то замена морских путей снабжения.

Исторически агро в структуре украинского экспорта играет значительную часть. Более 40% всей экспортной выручки в стране - это агропродовольствие, из них 30% составляют зерновые, масличные культуры и растительное масло. Лишь 10% идет на остальную часть агропродовольственной продукции (например, курятину, молокопродукты).

В целом вес АПК в экономике существенный - около 20-22% ВВП. Это сельское хозяйство, производство и поставка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства, пищевая промышленность.

И сейчас очень важно понимать, что для всей агропродовольственной продукции основным каналом экспорта были морские порты. Возить большими судами относительно недорогую продукцию было гораздо проще и дешевле. Сейчас порты заблокированы, и решения этой проблемы пока нет.

Да, государство пытается его решить и направить торговые потоки через железную дорогу на порт Констанца в Румынию и Варну в Болгарии, но там очень ограничена техническая способность инфраструктуры. Это относится и к пропускной способности дорог и инфраструктуре портов в странах.

Есть попытки осуществить экспорт через Польшу в Балтийские страны, в частности, через Гданьск. Но это опять-таки очень связано с ограниченными возможностями инфраструктуры. Они просто не рассчитаны на такие мощности.

Для понимания. Недавно говорили, что по железной дороге можно вывезти из Украины 600 000 грузов в месяц, это всех - зерновые, руда и другие вещи. В год это выходит около 7 млн тонн.

А перевалка в украинских портах, стоящих у нас, до начала полномасштабной войны России против Украины колебалась в последние годы в интервале 130-155 млн тонн, это абсолютно несоразмерные цифры. Один экспорт пшеницы в этом году ожидался на уровне более 20 млн тонн зерна. Так что так быстро расшить эту инфраструктуру не удастся, да и делать этого никто не будет.

Соответственно, если у нас стоят порты, перспективы экспорта достаточно пессимистичны. Это сильно скажется на экономике, особенно экспортно ориентированных секторах.

В первую очередь пострадает АПК. Если не будет экспорта, то при худшем сценарии будет меньше производства, многие аграрные бизнесы просто обанкротятся.

В этом году посевная идет нормально и прогнозируется неплохой урожай. Но уже через три месяца этот урожай придется вывозить. Опять же, если не будет портов, наши сельхозпроизводители могут понести убытки и, в худшем случае - обанкротиться.

Простого решения проблемы нет.

Единственный вариант - военное решение проблемы: либо безвозвратная капитуляция России военным способом, либо нужны конвои судов в украинские порты, чтобы обеспечить их проход по Черному морю. Об Азовском море даже речь не идет.

Других дипломатических путей я не вижу. Пока экспортные перспективы Украины выглядят довольно призрачными: пока Россия будет терроризировать Украину и не капитулирует, нам придется жить в таких условиях и иметь такую безумную неопределенность в отношении нашего экспорта.

Олег Нивьевский, вице-президент по экономическому образованию КШЭ, эксперт по агроэкономике
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес