Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 23:53
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Рада решила направить НДС переработчиков молока и мяса в спецфонд госбюджета и спецсчет казначейства в 2012-2015
15:59 22.12.2011 |
Верховная Рада решила, что осуществляющие переработку молока и мяса предприятия должны уплачивать налог на добавленную стоимость в специальный фонд государственного бюджета и на специальный счет казначейства в 2012-2015 годах.
За принятие в целом проекта закона №9345-д проголосовали 276 народных депутатов при минимально необходимых 226.
Так, в 2012 году эти средства будут направляться в специальный фонд Государственного бюджета в размере 30%, а на специальный счет - 70%, в 2013 году, соответственно, - 40% и 60%, в 2014 году - 50% и 50%.
Законом устанавливается, что перерабатывающее предприятие сумму НДС, перечисленную на специальный счет, должно использовать исключительно для выплаты компенсации сельхозтоваропроизводителям за проданные ими молоко и мясо в живом весе.
При этом порядок использования уплаченного перерабатывающими предприятиями НДС в спецфонд госбюджета устанавливается Кабинетом Министров.
Как сообщало агентство, в Налоговом кодексе была предусмотрена норма, согласно которой до 1 января 2015 года сумма НДС от перерабатывающих предприятий за реализованные ними молоко, молокопродукты, мясо и мясопродукты, в полном объеме направлялась в специальный фонд госбюджета.
Народный депутат блока Литвина Катерина Ващук, которая предложила своим законопроектом №9345 вернуть все средства НДС переработчикам, чтобы те компенсировали ими каждый купленный литр молока у производителей сообщила газете "Экономические известия" следующее.
«Фактически был достигнут компромисс. В следующем году 70% НДС останется у переработчиков, которые будут дотировать этими средствами производителей молока по старой схеме. 30% - будет аккумулировано в спецфонде госбюджета и будет выделяться правительством на строительство и реконструкцию животноводческих ферм. Это все, что мне удалось сделать. Мой законопроект просто не прошел бы в ВР при голосовании». Госпожа Ващук сообщила «і», что пока не намерена предпринимать какие-либо попытки исправить ситуацию с дотированием животноводов.
Теоретически закон №9345-д можно частично считать компромиссом и небольшой победой производителей молока - ведь если бы все 100% НДС остались в руках чиновников, они бы распределили эти средства между своими, избранными компаниями. Но законопроект имеет дополнительные минусы. Так, согласно документу под авторством господина Хомутынника, в 2013 г. сумма, предназначенная напрямую производителям, уменьшится уже до 60%, а в 2014 г. - до 50%. Сопредседатель Деловой рады Украины Михаил Соколов назвал документ «мудреным». «Данный механизм является половинчатым решением. С одной стороны, комитет признает необходимость поддержки селян посредствам субсидирования закупочных цен. С другой - предлагает снижать сумму, выделяемую на эту поддержку, на 10% каждый год»,- считает господин Соколов.
Сами производители молока пока не отреагировали на такую инициативу - их мнение узнать не удалось. Но вряд ли они слишком обрадуются такому компромиссу, ведь, по сути, они зажаты теперь с двух сторон. Во-первых, новый законопроект не позволяет им осуществлять бизнес-планирование на продолжительный период - неизвестно, какая сумма денег поступит к производителям, да и та быстро сойдет на нет. С другой стороны, к кредитным средствам им тоже дорога заказана.
Так, согласно исследованию, проведенному центром «Социальный мониторинг», из 83 опрошенных молочных предприятий 88% имеют рентабельность, которая не позволяет им быстро окупать кредитные средства. «Большинство предприятий имеют рентабельность менее 10%. При кредитных ставках на уровне 17% и более такие заимствования окупятся не ранее чем через 20 лет. Как в таких условиях, а также при практическом отсутствии государственной поддержки этот сектор может развиваться? Это исключено»,- полагает директор центра Дмитрий Дмитрук.
Замглавы финансового комитета ВР, коммунист Евгений Царьков считает, что подобная государственная политика в отрасли животноводства приведет к концентрации рынка в руках определенных провластных компаний, которым будут выдаваться суммы из аккумулированного НДС.
«С 1998 г. по 2011 г. производство молока в Украине снизилось с 6,2 млн. т до 2,6 млн. т, из которых 2 млн. т поставляют на перерабатывающие предприятия частные хозяйства. Скажите, им под силу добиться дотирования? Нет. В итоге уже сейчас есть прецеденты по наращиванию импорта выпаренного молока из Польши, Румынии и прочих европейских стран. Если так дальше будет продолжаться, на нашем рынке будут господствовать европейские, российские и белорусские компании, которые получают господдержку от своего государства»,- сказал «і» Евгений Царьков.
Очевидно, что такой точечный подход к дотированию животноводов позволит развиться лишь нескольким молочным компаниям, а в целом рынок ожидает экспансия европейских компаний, которые готовятся уже сейчас к поглощению украинских активов. Жаль, что при собственном потенциале украинцы станут импортозависимы по одному из важнейших продуктов питания. Уже сейчас стремительно наращивает свою долю на молочном рынке Украины Беларусь.
Чтобы понять масштабы поддержки, которую молочники теряют благодаря новаторству чиновников, достаточно посмотреть историю использования дотаций за последние несколько лет. Так, в 2003 г. населению и сельхозпредприятиям было выплачено 500 млн. грн. дотаций, в 2004-м - 700 млн., 2005-м - 1,04 млрд., 2006-м - 970 млн., 2007-м - 1,6 млрд. 2008-м - 1,75 млрд. грн. В 2010 г. помощь от переработчиков составила 1,8 млрд. грн., а после отмены существующего механизма дотаций в 2011 г. правительству удалось собрать лишь 500 млн. грн., что свидетельствует о явном провале новой схемы распределения средств.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :