Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Сошел с рельсов. За что Владимира Жмака уволили из «Укрзалізниці»

 Денис Лавникевич / Деловая столица

Очередная кадровая перестановка в "Укрзалізниці": глава правления госкомпании был уволен в разгар реформирования этого естественного монополиста. Мы попробовали разобраться, что стало основанием и кому это выгодно.

17 марта Кабинет Министров согласовал досрочное прекращение полномочий главы правления "Укрзалізниці" (УЗ) Владимира Жмака. Вместо него и.о. главы будет исполнять другой член правления компании - Иван Юрик.

Накануне о неэффективности работы Жмака высказались в Наблюдательном совете УЗ. Кстати, 15 марта Владимир Жмак должен был присутствовать на заседании совета; 18 марта - на заседании временной следственной комиссии (ВСК) Верховной Рады по вопросам проверки и оценки состояния УЗ, однако именно в день заседания набсовета он заявил о получении положительного теста на Covid-19. Незадолго до этого премьер-министр Украины Денис Шмыгаль попросил ВСК предоставить в однодневный срок информацию по работе компании в 2015-2021 гг.

Речь тут идет о ВСК, которую в январе создала Верховная Рада для оценки УЗ и возможных злоупотреблений в 2017-2020 гг. А Жмак был назначен главой правления УЗ 26 августа 2020 г., до этого работал в наблюдательном совете мобильного оператора "Киевстар". Выходит, парламентская ВСК, которая создавалась для расследования прежних злоупотреблений, к которым Жмак не мог иметь никакого отношения, сделала его крайним.

Примечательно, что 11 марта в отставку подал член правления УЗ Иракли Эзугбая, ответственный за направление грузовых перевозок. Перед этим его неоднократно обвиняли в умышленном занижении тарифов на вагоны УЗ, что обусловило падение доходов госкомпании. Как написал на своей странице в Facebook экс-директор по развитию бизнеса УЗ Андрей Рязанцев, "отставка Иракли Эзугбая была лишь неудачной попыткой сохранить должность Владимиру Жмаку".

Комментируя свою отставку, Жмак написал в своем "Телеграм"-канале, что для его увольнения не было достаточного обоснования у Кабмина, а само решение было принято с нарушением всех процедур и норм законов. Как следует из его версии событий, в день его рождения (16 марта) Жмаку позвонили из Набсовета, поздравили, а потом предложили срочно написать заявление об увольнении по соглашению сторон.

"После этого, сегодня (17 марта), ломая все стереотипы о медлительности принятия решений Министерством инфраструктуры, министр уже с самого утра подготовил и передал в Кабмин представление на мое увольнение. Кто-то с этим вопросом очень спешил", - пишет Жмак.

Что бы могла означать такая стремительная отставка?

"Возможно, Жмак кому-то перешел дорогу. Если его так быстро снимают, то, возможно, он и делал правильные вещи, - сказал "ДС" руководитель инвестиционной компании Investegy Ярослав Пилипчук. - В УЗ много групп влияния, которые существовали еще до Владимира Зеленского, некоторые группы там остались. Не секрет, что имеют большое влияние грузоперевозчики, компания СКМ также влияет. Там большая игра идет. Думаю, что эти группы влияния просто пользуются тем, что нет управления государством, нет авторитета президента".

Недореформатор

Задачей-максимум Владимира Жмака при назначении на должность главы УЗ было провести реформу этого неповоротливого монстра, задачей-минимум - улучшить экономические показатели.

Перед Жмаком стояло пять главных реформаторских задач:

* уход от кросс-субсидирования пассажирского сектора за счет тарифов на грузовые перевозки,
* обновление локомотивного и вагонного парка,
* модернизация железнодорожной инфраструктуры,
* избавление от непрофильных активов,
* вопрос оптимизации штата.

Очевидно, что все проблемы - застарелые и комплексные, а также любая из перечисленных реформ, неизбежно будет затрагивать интересы различных бизнес-групп по всей стране. Так что управленец, берущийся реформировать УЗ, по определению становится объектом атак - кто бы он ни был.

Сам Жмак заявляет, что итогом его работы стало улучшение показателей УЗ, а также подготовка амбициозного плана, который бы позволил совершить анбандлинг компании. (Имеется в виду ее разделение на четыре подразделения: грузовые перевозки, пассажирские, инфраструктура, контейнерные перевозки.) Его оппоненты, наоборот, говорят, что в прошлом году УЗ недовыполнила финплан на 25 млрд грн (четверть от ожидаемых доходов). Вот только вина ли это Жмака, возглавившего компанию в конце августа?

В любом случае уже понятно, что проблемы у Жмака начались после того, как УЗ в рамках реформирования структуры компании заявила о создании отдельной бизнес-вертикали грузовых перевозок. Соответствующее решение поддержало Министерство инфраструктуры, однако в начале февраля наблюдательный совет УЗ постановил отменить решение правления компании о создании филиала грузовых перевозок UZ Cargo, тем самым остановив реформу. В качестве одной из причин называлось занижение стоимости грузовых перевозок - основного источника дохода госкомпании.

Также набсовет упорно отказывался утверждать финансовый план компании, а без этого она может лишь выплачивать зарплату и проводить текущие платежи.

Если смотреть на итоги минувшего года, то его УЗ закончила с убытком 11,5 млрд грн. Одна из причин - падение объемов перевозок. В 2020-м компания транспортировала 305,5 млн т, что на 2,4% меньше, чем в 2019-м (313 млн т). Еще более заметным стало падение пассажироперевозок: в 2019-м было продано 53 млн билетов на поезда УЗ, а в 2020-м - всего 19 млн.

На чем споткнулся Владимир Жмак

Член наблюдательного совета УЗ Сергей Лещенко на своей странице в Facebook неоднократно указывал на то, что компания "Метинвест" (точнее, ее "Метинвест-Шиппинг") получила на три года вперед почти половину полувагонов УЗ по весьма, так скажем, привлекательной цене.

Речь идет о контрактах, подписанных между УЗ и "Метинвестом", которые страхуют металлургов от роста тарифов на перевозки. Фактически УЗ до 2025 г. забронировала половину своего парка полувагонов в интересах группы СКМ Рината Ахметова (в которую входит "Метинвест").

Плюс большая скидка: при стартовой цене аукциона в 800 грн в сутки, "Метинвест" оказался единственным победителем торгов, получив для себя минимальную цену в размере 480 грн. По оценкам, ориентировочная сумма, которую сможет сэкономить компания Ахметова на оплате за использование вагонов, достигает 770 млн грн.

Такое откровенное использование ресурсов УЗ (по сути - государственных) в интересах одного очень крупного бизнесмена вызвало закономерное возмущение не только у его конкурентов, но и во власти.

Вопрос только в том, стало ли это причиной, или только поводом для смещения главы УЗ с его должности.

Еще одной проблемой для Жмака стали несложившиеся отношения с коллективом компании. Действительно, было бы странно, если бы железнодорожники поддерживали руководителя, который пришел, чтобы, помимо прочего, уволить значительную часть работников.

31 марта железнодорожники планировали провести предупредительную забастовку против руководства УЗ. Как следует из их заявления, с 15 марта в производственных подразделениях началась подготовительная работа - вручение администрации актов, рапортов и подробных записок о нарушениях трудового законодательства, ПТЭ, законодательства по охране труда, инструкций, обусловливающих безопасность движения поездов.

Также работники жаловались, что руководство УЗ из-за дефицита средств уже полгода не выплачивает им больничные и премии.

Кто такой Иван Юрик

39-летний Иван Юрик уже руководил УЗ - был и.о. председателя правления с 16 апреля по 24 сентября 2020-го. В прошлом у него - образование в США, работа в американской корпорации Blackstone в Украине, а потом в Министерстве финансов Украины. С 2017 г. - заместитель директора-менеджера по инвестициям Офиса по привлечению инвестиций правительства Украины UkraineInvest. В 2018-2019 гг. - член наблюдательного совета УЗ, в 2019-2020 - член правления этой госкомпании.

Наши эксперты сомневаются, что новый глава УЗ всерьез представляет чьи-то конкретные бизнес- или политические интересы. "Я думаю, что этот человек является комфортной фигурой для всех, кто связан с УЗ. Для нас, потребителей услуг, наверное, это не лучший вариант. Для ФПГ, наверное, это удобно, - сказал "ДС" Ярослав Пилипчук. - Но я знаю мнения экспертов - они говорят, что на самом деле фигура Юрика является компромиссной".

Кому был выгоден уход Владимира Жмака

Надо понимать, что любая железнодорожная сеть - это государство в государстве, со своими законами, бюджетом и пр. Кто контролирует железнодорожного перевозчика - тот может влиять на всю экономику страны. А УЗ в Украине обеспечивает 82% грузовых и почти 50% пассажирских перевозок.

Пока ситуация выглядит так, что Владимир Жмак во главе УЗ был выгоден Ринату Ахметову - потому что позволял повысить рентабельность его металлургического бизнеса. Но в Украине много кто заинтересован в удешевлении грузовых перевозок и готов плести ради этого интриги на уровне Кабмина. Другой вопрос - кто при этом может добиться результата?

"Учитывая санкции Коломойскому, и что, возможно, там были интересы еще и пророссийские, то сейчас баланс немного сместился и поставили равноудаленного молодого человека, - говорит Ярослав Пилипчук. - Но все равно в вопросе УЗ должна быть политическая воля президента вместе с Кабмином. То есть это вопрос высшего политического уровня".

А политическая воля понадобится. Как отмечает эксперт, осталось меньше двух лет до окончания периода, когда должны быть выполнены директивы ЕС по ж/д перевозкам и принят главный закон - "О железнодорожном транспорте". Это дедлайны, прописанные в Ассоциации с ЕС. Если Украина не проведет данную реформу, это будет означать, что мы фактически провалили движение в Европу нашей железной дороги. А это уже прямо связано с инвестиционными проектами, в том числе инфраструктурными. Так что государство сейчас больше всех заинтересовано в том, чтобы навести порядок на УЗ и "равноудалить" оттуда все крупные бизнесы. Получится ли - вопрос, скорее, риторический.

 

ПО РУБРИКАМ

18.05 Пока преимуществ от фиксации обменного курса больше, чем от другого режима – замглавы НБУ

18.05 НБУ рассматривает документы о покупке банком «Кредит Днепр» Первого инвестиционного банка

18.05 Фунт 18 мая упал на данных о скачке инфляции в Великобритании

18.05 Операции НБУ по регулированию ликвидности банков 17.05.22

18.05 Фондовые индексы АТР 18 мая закрыли торги преимущественно ростом на позитивной статистике из Японии

18.05 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 18.05.22

18.05 Остаток средств на корсчетах банков 18.05.22

18.05 Индекс межбанковских ставок овернайт (UONIA) 17.05.2022

18.05 Золото дешевеет 18 мая под давлением укрепляющегося доллара

18.05 Уолл-стрит 17 мая резко выросла благодаря Apple

17.05 Минфин разместил военные облигации на 7,5 млрд гривен

17.05 Фунт дорожает к доллару 17 мая на данных по безработице в Британии

17.05 Разработка цифрового евро может начаться в Евросоюзе к концу следующего года

17.05 Операции НБУ по регулированию ликвидности банков 16.05.22

17.05 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 17.05.22

18.05 Дефицит топлива в Украине будет сохраняться до конца года – «БРСМ-Нафта»

18.05 Украина за 4 мес. сократила валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 30%

18.05 Еврокомиссия официально предложила создать новый механизм для восстановления Украины

18.05 Украинцы завезли для собственных нужд 86 тыс. авто из Европы - таможня

18.05 Европейская комиссия предоставит Украине новый макрофин в размере 9 млрд евро в 2022 году – фон дер Ляйен

18.05 ЕС возглавит усилия по реконструкции послевоенной Украины на принципах сочетания инвестиций с реформами – фон дер Ляйен

18.05 Нефть 18 мая усилила рост в надежде на восстановление спроса, Brent у $112,88 за баррель

18.05 ФГИ возобновил аренду госимущества на льготных условиях

18.05 Украинцы стали интересоваться электрокарами в 15 раз чаще

18.05 Автогаз в розницу 18 мая продолжает дорожать

18.05 Германия передаст Чехии 15 танков «Леопард-2» взамен отправленных Украине

18.05 Посольство США в Киеве возобновило работу

18.05 Президент Хорватии хочет блокировать членство Финляндии и Швеции в НАТО по примеру Турции

18.05 ЕС мобилизует 300 миллиардов евро для отказа от российских энергоносителей

18.05 Еврокомиссия официально предложила создать новый механизм для восстановления Украины

18.05 США не продлят лицензию для обслуживания госдолга РФ после 25 мая

18.05 Австрия лишит «Газпром» доступа к газохранилищу в Хайдахе

18.05 Эрдоган обещает блокировать членство Швеции и Финляндии в НАТО, пока те не выдадут «террористов»

18.05 Филиал Google в России намерен инициировать своё банкротство — все ключевые сервисы компании продолжат работу

18.05 Европейская комиссия предоставит Украине новый макрофин в размере 9 млрд евро в 2022 году – фон дер Ляйен

18.05 ЕС возглавит усилия по реконструкции послевоенной Украины на принципах сочетания инвестиций с реформами – фон дер Ляйен

18.05 США разрешили Chevron провести переговоры о дальнейшей работе в Венесуэле

18.05 В России засекретили объемы экспорта нефти по морю - Reuters

18.05 Лукашенко ввел в Беларуси смертную казнь за покушение на теракт

18.05 Выбросы углерода в металлургии к 2050 году сократятся на 30% - Woodmac

18.05 В Украине заработал весовой контроль грузовых автомобилей

11.05 На восстановление разрушенных войной дорог необходимо 900 млрд гривен, - Укравтодор

09.05 Аптекам во время войны разрешили продавать рецептурные лекарства без рецепта

05.05 В Киеве хотят вернуть плату за проезд с 16 мая

27.04 Укравтодор: Россия повредила 23 тыс. км дорог в Украине, 500 км – уже расчищены

25.04 Отчет SIPRI: Россия – пятая по военным расходам, Украина – в четвертом десятке

22.04 Украинцы, выехавшие за границу без документов, смогут оформить удостоверение для возвращения бесплатно

20.04 На Киевщине уже функционируют три переправы — Кубраков

20.04 С четверга в Киеве возобновится движение поездов метро до станции «Лесная» – КГГА

19.04 Продлена возможность пересечения госграницы по внутренним украинским паспортам - Госпогранслужба

18.04 Дополнительных выходных на Пасху и майские не будет из-за военного положения – Гоструда

18.04 Для пересечения госграницы украинцы должны иметь загранпаспорт - Госпогранслужба Украины

18.04 В Киеве увеличивают время работы пассажирского транспорта - КГГА

18.04 Впервые с 24 февраля в Польшу выезжает меньше людей, чем въезжает в Украину

15.04 Киев отложил повышение тарифов на горячую воду до конца мая

18.05 Зеленский предложил Раде продлить военное положение и срок всеобщей мобилизации в Украине на 90 суток

18.05 Посольство США в Киеве возобновило работу

18.05 В НАТО допускают, что Украина способна вернуть Донбасс и Крым военным путем

18.05 Еврокомиссия официально предложила создать новый механизм для восстановления Украины

18.05 ЕС возглавит усилия по реконструкции послевоенной Украины на принципах сочетания инвестиций с реформами – фон дер Ляйен

18.05 В Еврокомиссии предостерегли от завышенных ожиданий о восстановлении Украины

18.05 США займутся сбором доказательств военных преступлений РФ в Украине

17.05 Восстановление в обмен на реформы: СМИ раскрыли план ЕС по послевоенной отстройке Украины

17.05 Министры обороны ЕС согласились выделить Украине 500 млн евро на вооружение, решение еще должно быть формализовано

17.05 ЕС не допустит, чтобы у Украины закончилось оружие в войне с РФ

17.05 Макрон пообещал Зеленскому увеличить поставки оружия

17.05 Международный уголовный суд направил в Украину большую группу экспертов

17.05 Глава Минфина США призывает союзников увеличить финансовую помощь Украине

17.05 Германия передала Украине противотанковые гранатометы и мины

17.05 Из «Азовстали» эвакуировали 53 раненых и еще 211 человек – Маляр

18.05 В YouTube теперь можно сразу перейти к самой популярной части ролика, пропустив скучные моменты

18.05 Выбраны лучшие автомобильные интерьеры года

18.05 Электромобили впервые стали главным источником спроса на кобальт

18.05 Автономный корабль-контейнеровоз Suzaku успешно завершил 790-км поход из Токийского залива и обратно

18.05 Россия выпала из тройки лидеров по доле в хешрейте биткоина

17.05 Уязвимость приложения Find My может использоваться злоумышленниками даже при отключенном iPhone

17.05 Геофизик из Японии предложил простой способ синхронизации всех часов на планете

17.05 Представлен самый мощный Cadillac Escalade-V с 691-сильным мотором от Camaro ZL1

17.05 Samsung отказалась от планов по производству электромобилей собственными силами

16.05 Представлены прототипы смартфона с экраном 360 Foldable OLED и ноутбука без клавиатуры

16.05 Израильская StoreDot продемонстрировала технологию сверхбыстрой зарядки — на 160 км хода за 5 минут

16.05 Власти США и ЕС разработают механизм координации субсидий на поддержку полупроводниковой отрасли

13.05 Harley-Davidson под брендом LiveWire представила S2 Del Mar — свой самый доступный электрический мотоцикл

13.05 Samsung повысит цены на услуги по производству чипов на 15-20 %

13.05 Bentley становятся слишком тяжелыми для обычных водителей

27.01 Apple, Amazon и Google остались самыми дорогими брендами в мире - Brand Finance

21.12 Внедрение технологий на базе ИИ не влияет на количество рабочих мест

23.11 На Западе все чаще звучат призывы к введению четырехдневной рабочей недели

25.10 Всегда найдется азиат, который сделает лучше. Один человек продал товаров на 1,7 млрд долларов за 12 часов

13.10 Американцы готовы работать дольше, лишь бы продолжать работать из дома

07.10 Браузер Firefox начал показывать рекламные предложения в адресной строке

05.08 Самая богатая певица в мире. Рианна стала миллиардершей, но в этом ей помогла не музыка

04.08 Риз Уизерспун стала самой состоятельной актрисой в мире

15.07 Украинский айтишник впервые стал долларовым миллиардером – Forbes

07.07 Лучшие города для удаленной работы: в топе — Мельбурн, Дубай, Сидней

06.07 Исландия: эксперимент по переходу на четырехдневную рабочую неделю признан ошеломляюще успешным

01.07 В игры на ПК и консолях начнут встраивать рекламные ролики — Electronic Arts уже в деле

18.06 Canon оснастила свои офисы камерами с ИИ, которые пускают внутрь только улыбающихся сотрудников

28.05 Более 10 000 сотрудниц требуют от Google 600 млн долларов из-за неравенства в оплате труда мужчин и женщин

13.04 В суде выяснилось, что Google годами получала несправедливое преимущество на рынке рекламы

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно