Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Зачем китайцам покупать «Мотор Сич»

 Михаил ЖИРОХОВ / Деловая столица

Украинская оборонная промышленность на сегодняшний день имеет достаточно ограниченное количество "ноу-хау", которое может быть конкурентоспособно на мировом рынке вооружений.

Одним из таких преимуществ является наличие в Запорожье мощностей "Мотор-Сич" по производству двигателей для самолетов и вертолетов.

Однако в последние годы, несмотря на достаточно большие вливания в "военку", с этим предприятием проходят не совсем понятные изменения. В частности, на 12-й международной авиационно-космической выставке Airshow China 2018, завершившейся 11 ноября в китайском Чжухае, получили подтверждения слухи о переводе как минимум части двигательного производства в КНР.

Об этом может свидетельствовать представленный совместный с консорциумом Skyrizon Aviation проект двигателестроительного завода, предназначенного для производства силовых установок. По мнению специалистов, завод может быть построен до 2020 г. и сможет ежегодно выпускать по лицензии до 1 тыс. двигателей АИ-322Ф (для учебно-тренировочного самолета L-15 Hongdu), Д-436-148ФМ, МС-500В-С (для военно-транспортных самолетов Ан-158, Ан-178 и L-410) и ТВ3-117ВМА-СБМ1В (для вертолетов типа Ми-8/17 и Ка-28/31).

Также кроме собственно производственного комплекса, предполагается постройка также научно-исследовательских и управленческих подразделений. Объем инвестиций, как ожидается, составит около 20 млрд юаней ($2,8 млрд).

В тоже время совершенно непонятно как рассчитывают китайцы реализовать такой масштабный проект. Хотя не так давно президент "Мотор-Сич" Вячеслав Богуслаев и продал свою долю предприятия (а это не много ни мало, а 56% акций) китайской Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd., однако суд арестовал эти акции, а СБУ так вообще начала расследование. "По горячим следам" директор "Укроборонпрома" Павел Букин заявлял, что решается юридический вопрос о закреплении предприятия в Украине, чтобы страна не потеряла критические технологии. Однако в последние месяцы никаких сведений о столь громком деле не было.

Стоит отметить, что так уж сложилось, что государство в этом случае может действовать только "напролом", так как государственной доли в ПАО "Мотор-Сич" нет ни копейки - контрольный пакет акций находится в руках семьи Богуслаевых. Поэтому чисто по закону в самом факте продаже акций китайцам состава преступления нет. Доказать, что эта сделка была осуществлена с целью ослабления государства или уничтожения предприятия нереально.

Поэтому арест акций может быть только временной мерой - если "Мотор-Сич" важен для обороноспособности Украины (а он важен), то государство сейчас просто должно выкупить хотя бы часть акций у богуслаевских оффшоров. Однако учитывая, что никакой информации такого рода нет, то формально китайцы уже сегодня могут быть номинальными владельцами "Мотор-Сич". Но опять-таки стоит повторить, что реальной информации о состоянии дел в этом направлении в открытых источниках нет.

Для Китая такой проект - "манна небесная" и крайняя необходимость. Так, как за последние годы военно-промышленному комплексу страны удалось добиться определенных успехов, однако, этого все же недостаточно, чтобы догнать уровень своего основного "условного противника" - США. В этих условиях на сотрудничество с Европой или Россией надеятся не приходится, а вот Украина является весьма удобным партнером. И главное - запорожцам есть, что предложить партнерам.

Например, турбовентиляторный двигатель с трехкаскадным компрессором Д-436-148ФМ, который для китайской промышленности будет настоящим прорывом. Ведь до этого в распоряжении конструкторов были только двигатели с двухкаскадным компрессором. А такой двигатель эффективно сокращает потребление топлива, а, следовательно, повышает эксплуатационные характеристики.

Ныне этот двигатель получил широкое распространение на гражданских авиалайнерах "советского" типа - Як-42, Ан-72/74, Ту-134, Ту-334, Ан-148, а также в самолете-амфибии Бе-200. Что касается возможного использования в китайских образцах - то такой двигатель вполне может заменить американские General Electric CF34-10A, которые используются при производстве региональных пассажирских самолетов ARJ-21. А для создания военно-транспортного самолета подобного класса альтернативы Д-436 Китаю вообще не найти - ведь явно американцы не разрешат использование своих двигателей для укрепления обороноспособности китайской армии.

Мало того, если взять за основу двигатель Д-436, то в итоге получим турбовальный Д-136, применяемый в знаменитом тяжелом вертолете Ми-26 и используемый в военно-транспортном самолете Ан-70 винтовентиляторный Д-27. Таким образом, китайские конструкторы получают доступ к советским достаточно передовым технологиям, для разработки которых ушли десятилетия.

Кроме того, перенеся основную сборку двигателей на китайскую территорию, "Мотор-Сич" не только станет важным звеном китайского авиастроения, но и сможет беспрепятственно возобновить сотрудничество с российскими клиентами. Ведь с введением санкций на торговлю товарами военного назначения с Россией в 2014 г. завод потерял огромный рынок сбыта своей продукции. Из крупных проектов в РФ фактически осталось только программа производства самолета-амфибии Бе-200 (так, 27 декабря 2017 г. запорожцы отгрузили комплект из двух Д-436ТП в адрес Таганрогского ПАО "ТАНТК им. Г.М.Бериева").

Внутри страны "Мотор-Сич" задействована прежде всего в программе модернизации парка вертолетов Ми-2 и Ми-8. Есть у "запорожцев" и серьезные попытки закрепиться и на рынке гражданских вертолетов - чего стоит один только проект МСБ-2 "Надия". Но и тут не все гладко - чего стоит, например, недавний контракт на закупку 55 вертолетов французского производства для нужд полиции, Нацгвардии, пограничников и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес