Фінансові новини
- |
- 26.12.25
- |
- 05:12
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Чем грозит остановка Кременчугского сталелитейного завода
10:50 19.06.2014 |
Судьба одного из ключевых для украинского вагоностроения "сырьевиков" - ПАО "Кременчугский сталелитейный завод" (КрСЗ), основными бенефициарами которого в СМИ называют Сергея Тигипко и группу "Приват" Игоря Коломойского - находится под большим вопросом. Как сообщил 13 июня вице-мэр Кременчуга Виктор Калашник, приостановивший производство с конца февраля, завод планирует до 7 июля сократить 1124 работников. А в апреле представитель профсоюза предприятия Александр Алексюк дал пугающее заявление о возможной "консервации" КрСЗ. "Завод пока стоит, но потом, скорее всего, будет "законсервирован", - сказал он, пишет ДЕЛО. Почему стальзавод продолжает простой и что потеряет Украина в случае негативного развития событий и дальнейшей "консервации" самого крупного производителя вагонного литья в СНГ?
Чего стоим, кого ждем
Предприятие простаивает уже несколько месяцев кряду - с февраля-2014, с началом ужесточения торговых отношений между Украиной и РФ. Глава Полтавской облгосадминистрации Виктор Бугайчук тогда отмечал, что завод 98% продукции направлял на рынок России, однако тот уже закрыт. В то же время, завод предпринимал безуспешные попытки выйти на рынки Северной Америки и Европы.
К началу июня ситуация не изменилась в лучшую сторону. Четырехмесячный простой и фактическая потеря рынка сбыта для КрСЗ не остались незамеченными - по данным управления экономики горисполкома Кременчуга, Кременчугский стальзавод в январе-мае 2014 года снизил производство на 35% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ) - до 12,69 тыс. тонн литья.
Похоже, что неутешительные результаты заставили завод искать более радикальные выходы из критической ситуации - анонсированные руководством Кременчуга сокращения. После сокращения на предприятии останется работать порядка 4 тыс. человек, при том, что на КрСЗ по состоянию на конец прошлого года насчитывалось 5,32 тыс. работников. Впрочем, глава Полтавской облгосадминистрации Виктор Бугайчук успел назвать новую дату возможного возобновления работы предприятия - сентябрь текущего года.
Фактически проблемы, связанные с Россией, у Кременчугского стальзавода были и раньше. В российском учреждении "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" периодически блокировали действие сертификата соответствия на рамы боковые для тележек грузовых вагонов производства завода. Тогда эксперты называли несколько причин блокирования продукции предприятия, в том числе и то, что завод стал допускать большее количество бракованной продукции, да и нежелание РФ приобретать украинские вагоны тоже сказалось. Но даже в тех "суровых" условиях завод о возможной "консервации" не заявлял.
По словам старшего аналитика ИГ "Арт Капитал" Алексея Андрейченко, КрСЗ - самый крупный производитель вагонного литья в СНГ, его литья больше всего на рынке. "Поэтому когда говорят, что происходит много аварий с бракованным литьем КрСЗ, надо также понимать, что чисто статистически так и должно быть, если у всех процент брака одинаковый", - говорит эксперт.
В этот раз, кроме российского вагонно-патриотического лобби на стагнирующем рынке этой продукции, вмешалась политическая напряженность между Украиной и Россией.
Вместе с тем действительно можно утверждать, что количество брака в украинском литье возросло за последнее время. По данным аналитика, в период 2006-2010 годов доля отечественного брака, который привел к аварии, в этом секторе составила 24%. Начиная с 2011 года, доля украинского литья в авариях выросла до 58%, и это стало поводом для отмены сертификатов соответствия несколько раз за 2011-2013 годы.
Однако вина лежит вовсе не на кременчугском предприятии с 5% в общем "зачете", а на "Азовэлектростали", одним из акционеров которого является экс-регионал Юрий Иванющенко. И даже несмотря на рост доли КрСЗ до 17% в 2011-2012-м, этот показатель оставался ниже, чем в среднем по рынку. Потому в сложившейся с Кременчугским сталелитейным заводом ситуации на первое место выходят уже политические факторы, такие, как напряженные отношения между Киевом и Москвой.
Вагонный провал
Если слова Алексюка сбудутся и завод "законсервируют", это оставит более 5 тыс. человек без работы. Предприятие уже понесло прямой экономический ущерб, недополучив прибыль с момента остановки. И его величина будет зависеть от длительности простоя. По данным старшего аналитика ИГ "АртКапитал", если ситуация до конца текущего года не разрешится, то за 10 месяцев текущего года (с начала марта) завод потеряет свыше $200 млн выручки по сравнению с тем, сколько он мог бы заработать при отсутствии санкций и торговых войн с российскими поставщиками литья.
"Вычисление производилось с учетом текущей динамики сокращения рынка грузовых вагонов в СНГ на 17%, снижением стоимости литья на 21% к 2013 году, а также исходя из доли КрСЗ на уровне 35% до начала проблем с сертификатами соответствия у самого завода и у украинских вагоностроителей, потребляющих литье КрСЗ", - говорит эксперт, акцентируя внимание на том, что про прибыль говорить сложно, потому как официальная отчетность ПАО не предоставляет, достаточно информации для определения ее реальной величины.
Хоть 98% продукции уходило на экспорт, от литья Кременчугского стальзавода зависят отечественные вагоностроители - Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), ПАО "Днепровагонмаш" и ПАО "Стахановский ВСЗ". В целом, КрСЛ мог бы избежать простоя, поставляя продукцию только на украинские вагоностроительные заводы, но не судьба - этот рынок сейчас находится в упадке, и локальные предприятия этого сектора сейчас загружены на 10%. Крюковский вагонзавод в мае выпустил порядка 165 грузовых вагонов против ежемесячных 1 тыс. единиц в 2013-м. С пассажирскими вагонами также не все гладко - за пять месяцев текущего года КВСЗ не выпустил ни одного в сравнении с 50 единицами в АППГ.
Простой отечественного рынка вагоностроения не дает и КрСЗ выбраться из кризиса, ведь найти альтернативные рынки у завода нет шанса. "Искать альтернативу очень сложно, потому что нигде в мире, кроме Китая, столько вагонов, как в России и Украине, не производят", - говорит Андрейченко.
Единственным светом для Кременчугского стальзавода, так и для вагоностроителей в целом, может быть внутренний спрос со стороны "Укрзализныци" и частных перевозчиков. И эта надежда оправдана, ведь министр инфраструктуры Максим Бурбак 15 мая объявил о планах обновлении подвижного состава УЗ с помощью сотрудничества с отечественными предприятиями - транспортники хотят закупить 11,85 тыс. грузовых вагонов украинского производства.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
| Верховна Рада зможе проголосувати дату виборів президента після підписання мирної угоди – Зеленський |
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Україна 24 грудня оголосила про успішне завершення розрахунків за
операцією з реструктуризації ВВП-варантів 2015 року на 2,635 млрд дол.
Власники паперів отримали нові держоблігації; всі ВВП-варанти
анульовано.
Президент України Володимир Зеленський зазначає, що у визначений момент
після підписання мирної угоди або в процесі її реалізації Верховна Рада
буде спроможна проголосувати дату проведення президентських виборів в
країні.
Референдум щодо повної угоди, яка закріпить закінчення війни, може бути
проведений в Україні, але для його проведення необхідно мінімум 60 днів і
повне припинення вогню на цей термін, повідомив президент України
Володимир Зеленський.
Президент Володимир Зеленський представив версію рамкового документа на
20 пунктів між США, Європою, Україною та росією щодо завершення
російсько-української війни.
Діалог щодо підпункту мирного плану, згідно якого США мали отримувати
компенсації за надані Україні гарантії безпеки, продовжується, повідомив
президент Володимир Зеленський під час спілкування з журналістами.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Гроші, отримані за державними програмами "Національний кешбек" і "Зимова
підтримка", з 24 грудня можна використати у мережі Novus і в
чернівецьких магазинах Liga Prim.
Другий день поспіль Росія цілеспрямовано атакує нафтогазову інфраструктуру Групи Нафтогаз.
Президент Володимир Зеленський заявив, що американська сторона пропонує
спільну експлуатацію Запорізької атомної електростанції - Україною, США
та Росією, проте у цьому питанні досягнути згоди поки не вдалося.
Парламент ухвалив закон, який продовжив дію заборони на накладання
арешту на майно та кошти ДП «Виробниче об'єднання Південний
машинобудівний завод імені О. М. Макарова» до 1 січня 2027 року.
Наглядова рада АТ "Укрнафта" обрала Богдана Кукуру новим головою правління компанії.
Металургійний холдинг Ріната Ахметова придбав актив у новій для себе країні
Стартова ціна державного пакета акцій Сумихімпрому – 1,088 млрд грн
Michelin представить на виставці Consumer Electronics Show (CES) 2026
в Лас-Вегасі нову лінійку «розумних» шин, здатних в режимі реального
часу відстежувати власний знос і стан.
За даними корейських медіа, ці чипи пройшли кваліфікаційні випробування
NVIDIA та отримали найвищі оцінки серед усіх виробників у ключових
параметрах.
Jaguar завершив виробництво автомобілів з двигунами внутрішнього
згоряння, зібравши останній кросовер F-Pace на заводі в Соліхаллі у
Великій Британії.
Бізнес дещо поліпшив оцінку судової системи України у 2025 році.
Загальний показник судового індексу зріс до 2,75 бала (проти 2,60 бала
торік) за п'ятибальною шкалою. Це найвищий показник за 12 років.
Журналіст-розслідувач New York Times Джон Каррейру, відомий викриттям
шахрайства компанії Theranos, подав позов проти кількох великих
технологічних компаній, які працюють у сфері ШІ. Про це пише Reuters.
В українських акаунтах ChatGPT з’явився новий бюджетний тариф за $4.
З 22 грудня українці почали отримувати сповіщення від банку Revolut про
закриття їхніх рахунків, з коротким поясненням "через вимоги місцевого
законодавства".