Фінансові новини
- |
- 22.12.24
- |
- 20:37
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Николаев: кризис порта на совести руководителя
12:45 14.01.2002 |
Из 18 морских портов страны Николаевский занимает пятое место по грузообороту. Открытый почти сорок лет назад, он остается одним из крупнейших пунктов вывозной торговли. Однако, сейчас порт переживает трудные времена. И виноваты в этом не пресловутые экономические трудности и конъюнктура, а кризис управления и многочисленные злоупотребления начальства.
Чуть больше года назад руководство порта решило торжественно отметить покупку сухогруза "Святой Николай". Сразу после этого в эфире местного телевидения появился неожиданный репортаж. Его авторов волновали несколько вопросов: где купили судно, за какие деньги и принесет ли оно прибыль? Журналисты также заявили, что порт уклоняется от уплаты в местный бюджет налога на землю, сумма которого равна половине фонда заработной платы всех николаевских учителей и врачей. При этом, заметим, начальник предприятия возглавляет бюджетную комиссию в горсовете.
Реакция руководства порта на заявления СМИ последовала тут же и оно подало судебный иск. Процесс телевизионщики выиграли, правда, год спустя. Порт подал апелляцию, но почти в то же время достоянием гласности стали результаты ревизии областного КРУ.
В этих материалах содержались ответы на все вопросы. Теперь на злоупотребления уже нельзя было смотреть сквозь пальцы. Второго ноября директора порта Валерия Хабарова отстранили от должности, а исполняющим обязанности назначили Владимира Емельянова, который входил в команду министра транспорта. Иск он отозвал из - за его очевидной абсурдности.
Владимир Емельянов, и.о. начальника порта: "Мы ведем расследование по фактам исчезновения металлолома".
В последние годы металлолом для порта превратился почти в моногруз. Его обработка составляет треть объемов. С экспортом этого товара связано 42 фирмы. После увольнения Валерия Хабарова, сразу три компании попросили расследовать факты исчезновения лома со своих площадок. Пока подтверждена недостача почти 30 тысяч тонн металла. Похоже, еще столько же не будет найдено.
Владимир Емельянов, и.о. начальника порта: "Я знаю одно, что мне надо было навести порядок".
В стране нет ни одного порта, который перегружал бы столько металлома, сколько николаевский. Способов кражи вторсырья много. Но здесь даже не проводилась процедура определения грузоподъемности судна до и после погрузки.
Поэтому, кроме заинтересованных лиц, заметить недовес или перевес в 2 - 3 тысячи тонн на пароходе никто не в состоянии. Не обращали внимания специалисты порта, похоже, и того, что лом в таком количестве наносит вред оборудованию. А ведь есть и так называемые генеральные грузы - металлопрокат, контейнеры, упакованные сахар и удобрения. К сожалению, их доля сократилась почти до нуля. Крупные экспортеры ушли к конкурентам.
Владимир Емельянов, и.о. начальника порта "Металлолом связан с нечистым бизнесом... взят курс на привлечение генеральных грузов".
Странным образом Валерий Хабаров долго не реагировал на обвинения, находясь то в отпуске, то на "больничном". И только совсем недавно написал возражения, но только по одному пункту. В 1997 году была неправомерно занижена стоимость основных фондов на 23 млн. гривен. Рассматривать возражения отстраненного начальника в порт приехала комиссия.
Виктор Крепель, начальник отдела контроля, ревизии и профилактики правонарушений департамента морского и речного транспорта Минтранса Украины: "Этот факт подтверждается".
За пару дней до Нового года домой вернулся "Святой Николай". Его сдали в аренду фирме "Укрчартер", что обернулась для порта убытками на сумму примерно 200 тысяч долларов. С мая месяца арендатор прекратил платежи, нарушил все договорные обязательства, отказался от ремонта и бросил судно вместе с командой в Ильичёвске.
Борис Юзаюк, капитан сухогруза "Святой Николай": "Постоянно были инциденты с "Укрчартером"... частенько в дрейфе лежали и сутками ожидали. В Николаеве простояли две недели в ожидании груза".
То, что оператор не выполняет своих обязательств, стало очевидно давно, но полгода на это не обращали внимания.
Владимир Емельянов, и.о. начальника порта: "Ни начальник портофлота, ни заместитель по эксплуатации не могли вмешаться в договоры, подписанные бывшим начальником порта".
Если учесть, что в Николаеве есть своя ремонтная база, непонятно, что судно делало в Ильичевске. На этот и многие другие вопросы мог бы, наверное, ответить сам Валерий Хабаров. 14 декабря по фактам злоупотреблений против него было возбуждено уголовное дело.
История могла бы закончиться, если бы следствие могло встретиться с "потерявшимся" Валерием Хабаровым. Последний раз он появлялся на публике 13 декабря, когда сессия горсовета, не смотря на весь груз имевшихся фактов, почти поголовно не дала разрешения на его увольнение с поста начальника порта.
Дмитрий Ремественский