Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Легализация добычи янтаря может стать весомым фактором ускорения социально-экономического подъема депрессивных территорий - мнение

19:33 07.04.2016 |

Економіка

Провозглашенная высшим политическим истеблишментом децентрализация власти и реформа местного самоуправления требуют поиска дополнительных резервов социально-экономического развития территориальных образований, поскольку предусматривает уменьшение предоставления трансфертов из Государственного в местные бюджеты.

Социально-экономический подъем отдельных регионов Украины в значительной степени связан с эффективным использованием местного природно-ресурсного потенциала, который выступает сырьевой базой развития сельскохозяйственного производства, лесного, рекреационного и водохозяйственного предпринимательства. Значительные резервы для ускорения социально-экономического подъема сельских депрессивных территорий связанные с легализацией добычи янтаря.

Речь идет о правовом урегулировании отношений по добыче этого вида полезных ископаемых, поскольку в последние годы янтарные клондайки стали отражением правового нигилизма, который царит в сфере природопользования. К сожалению существующее законодательство и сложившаяся вертикаль управления природными ресурсами и охраной окружающей среды не отработали действенного механизма налаживания добычи янтаря без нанесения ущерба окружающей среде.

«Янтарная лихорадка» или «полесский Армагеддон» - это маркер системы управления природопользованием, которая является отражением искаженной экономической политики, реализуемой в Украине с конца 1999 года, и которая заложила основы для компрадорско-олигархической модели экономики. Сейчас наступает момент, когда станет очевидным - будут вновь избранные в 2015 году депутаты областных и районных советов формировать прозрачный механизм добычи и переработки янтаря, или продолжать в завуалированной форме покрывать существующие схемы незаконной добычи ценного органического минерала.

Законодательное урегулирование добычи янтаря является очень сложным, поскольку требует внесения существенных изменений в отдельные ресурсные кодексы (Кодекс Украины о недрах, Земельный и Лесной кодексы), а также требует соответствующих решений органов местного самоуправления. Янтарь - это полезное ископаемое и его добыча классифицируется как специальное природопользование, которое согласно отечественному законодательству является платным. То есть за добычу янтаря должна взиматься рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и распределяться между бюджетами разного таксономического уровня. Более того, ареал залегания янтаря - это земли лесного фонда, которые, как правило, находятся в государственной собственности.

То есть требует урегулирования вопрос о передаче во временное пользование земель лесного фонда с целью пользования недрами для добычи полезных ископаемых - янтаря. Эффективной формой легализации добычи янтаря, при которой в максимальной степени будут учтены интересы сельских территориальных общин и требования природоохранного законодательства, может быть государственно-частное партнерство. Это такая форма предпринимательской деятельности, при которой одним из партнеров выступает государство или территориальная община, а другим партнером - субъект предпринимательской деятельности. При этом права собственности на природные и природно-хозяйственные активы не передаются частному партнеру.

На сегодня добыча янтаря не является сферой распространения соглашений государственно-частного партнерства. То есть первый шаг - внесение изменений в Закон Украины «О государственно-частном партнерстве». Добыча янтаря должна стать объектом соглашений государственно-частного партнерства. Второй шаг - отработка механизма передачи земель лесного фонда во временное пользование субъектам предпринимательской деятельности для добычи янтаря. Речь идет о том, на каких условиях государственные лесохозяйственные предприятия смогут предоставлять во временное пользование земли лесного фонда для добычи янтаря с соответствующим набором ограничений, а также на условиях срочности и платности. Третий шаг - четкая идентификация форм государственно-частного партнерства, которые могут создаваться для добычи янтаря.

Перспективной формой является создание уставных и неуставных объединений (разновидность государственно-частного партнерства), участниками которых должны стать: государственные лесохозяйственные предприятия, которые являются постоянными лесопользователями и предоставляют во временное пользование земли лесного фонда, предпринимательская структура - оператор добычи янтаря, орган местного самоуправления, который должен обеспечивать соблюдение интересов местного населения, контролирующие органы, а также финансово-кредитное учреждение.

Легализация добычи янтаря для Житомирской, Ровенской и Волынской областей может стать весомым фактором ускорения социально-экономического подъема наиболее депрессивных сельских территорий, поскольку местные жители получат реальную возможность увеличить доходы за счет получения права легально добывать и реализовывать за рыночными ценами ценный минерал органического происхождения. Консервация нынешней ситуации, при которой добыча янтаря происходит на нелегальной основе и крестьяне вынуждены продавать янтарь посредникам за заниженными ценами, будет лишь усугублять сложную экологическую ситуацию и наращивать потенциал социальных потрясений.

Василий Голян,
доктор экономических наук, директор «Европейского аналитического центра»

Статьи по теме:

06.08.15 Где в Украине люди выживают за счет незаконной деятельности
И как вы­со­кая до­ля не­фор­маль­но­го сек­то­ра угро­жа­ет без­опас­но­сти Укра­и­ны

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес