Фінансові новини
- |
- 05.05.24
- |
- 23:25
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Легализация добычи янтаря может стать весомым фактором ускорения социально-экономического подъема депрессивных территорий - мнение
19:33 07.04.2016 |
Провозглашенная высшим политическим истеблишментом децентрализация власти и реформа местного самоуправления требуют поиска дополнительных резервов социально-экономического развития территориальных образований, поскольку предусматривает уменьшение предоставления трансфертов из Государственного в местные бюджеты.
Социально-экономический подъем отдельных регионов Украины в значительной степени связан с эффективным использованием местного природно-ресурсного потенциала, который выступает сырьевой базой развития сельскохозяйственного производства, лесного, рекреационного и водохозяйственного предпринимательства. Значительные резервы для ускорения социально-экономического подъема сельских депрессивных территорий связанные с легализацией добычи янтаря.
Речь идет о правовом урегулировании отношений по добыче этого вида полезных ископаемых, поскольку в последние годы янтарные клондайки стали отражением правового нигилизма, который царит в сфере природопользования. К сожалению существующее законодательство и сложившаяся вертикаль управления природными ресурсами и охраной окружающей среды не отработали действенного механизма налаживания добычи янтаря без нанесения ущерба окружающей среде.
«Янтарная лихорадка» или «полесский Армагеддон» - это маркер системы управления природопользованием, которая является отражением искаженной экономической политики, реализуемой в Украине с конца 1999 года, и которая заложила основы для компрадорско-олигархической модели экономики. Сейчас наступает момент, когда станет очевидным - будут вновь избранные в 2015 году депутаты областных и районных советов формировать прозрачный механизм добычи и переработки янтаря, или продолжать в завуалированной форме покрывать существующие схемы незаконной добычи ценного органического минерала.
Законодательное урегулирование добычи янтаря является очень сложным, поскольку требует внесения существенных изменений в отдельные ресурсные кодексы (Кодекс Украины о недрах, Земельный и Лесной кодексы), а также требует соответствующих решений органов местного самоуправления. Янтарь - это полезное ископаемое и его добыча классифицируется как специальное природопользование, которое согласно отечественному законодательству является платным. То есть за добычу янтаря должна взиматься рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и распределяться между бюджетами разного таксономического уровня. Более того, ареал залегания янтаря - это земли лесного фонда, которые, как правило, находятся в государственной собственности.
То есть требует урегулирования вопрос о передаче во временное пользование земель лесного фонда с целью пользования недрами для добычи полезных ископаемых - янтаря. Эффективной формой легализации добычи янтаря, при которой в максимальной степени будут учтены интересы сельских территориальных общин и требования природоохранного законодательства, может быть государственно-частное партнерство. Это такая форма предпринимательской деятельности, при которой одним из партнеров выступает государство или территориальная община, а другим партнером - субъект предпринимательской деятельности. При этом права собственности на природные и природно-хозяйственные активы не передаются частному партнеру.
На сегодня добыча янтаря не является сферой распространения соглашений государственно-частного партнерства. То есть первый шаг - внесение изменений в Закон Украины «О государственно-частном партнерстве». Добыча янтаря должна стать объектом соглашений государственно-частного партнерства. Второй шаг - отработка механизма передачи земель лесного фонда во временное пользование субъектам предпринимательской деятельности для добычи янтаря. Речь идет о том, на каких условиях государственные лесохозяйственные предприятия смогут предоставлять во временное пользование земли лесного фонда для добычи янтаря с соответствующим набором ограничений, а также на условиях срочности и платности. Третий шаг - четкая идентификация форм государственно-частного партнерства, которые могут создаваться для добычи янтаря.
Перспективной формой является создание уставных и неуставных объединений (разновидность государственно-частного партнерства), участниками которых должны стать: государственные лесохозяйственные предприятия, которые являются постоянными лесопользователями и предоставляют во временное пользование земли лесного фонда, предпринимательская структура - оператор добычи янтаря, орган местного самоуправления, который должен обеспечивать соблюдение интересов местного населения, контролирующие органы, а также финансово-кредитное учреждение.
Легализация добычи янтаря для Житомирской, Ровенской и Волынской областей может стать весомым фактором ускорения социально-экономического подъема наиболее депрессивных сельских территорий, поскольку местные жители получат реальную возможность увеличить доходы за счет получения права легально добывать и реализовывать за рыночными ценами ценный минерал органического происхождения. Консервация нынешней ситуации, при которой добыча янтаря происходит на нелегальной основе и крестьяне вынуждены продавать янтарь посредникам за заниженными ценами, будет лишь усугублять сложную экологическую ситуацию и наращивать потенциал социальных потрясений.
Василий Голян,
доктор экономических наук, директор «Европейского аналитического центра»
Статьи по теме:
06.08.15 Где в Украине люди выживают за счет незаконной деятельности
И как высокая доля неформального сектора угрожает безопасности Украины
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :