Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Депутат Кононенко (БПП) отрицает возможность принятия Радой нового Налогового кодекса в 2015

09:27 23.11.2015 |

Економіка

Автор фото: Александр Яремчук, "Сегодня"

 Замглавы президентской фракции БПП в парламенте рассказал газете "Сегодня" о грядущей реформе Кабмина, об итогах избирательной кампании для БПП и о том, когда в Украине реально провести либеральную налоговую реформу

- Полтора месяца до конца года, а бюджетный процесс не сдвинулся с мертвой точки. Непонятно даже, на какой налоговой базе он будет рассчитываться. Профильный комитет ВР и Минфин предложили свои проекты налоговых реформ, которые должны лечь в основу бюджета. Уже понятно, какой примут?

- До 15 сентября, согласно закону, правительство внесло проект бюджета в Раду, но отозвало его на доработку. Почему так сделали? Основная причина - нет определенности в том, будет ли у нас проводиться налоговая реформа. Поэтому непонятно, на какой базе рассчитывать бюджет. Что касается налоговой реформы, на Нацсовете реформ с участием президента было презентовано две концепции: Минфина и Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики ВР. Комитетом была представлена так называемая реформа Южаниной (глава этого комитета Нина Южанина. - Авт.)", о которой сейчас так много говорят. Впоследствии "реформу Южаниной", под которой подписались более 100 депутатов, зарегистрировали в Раде. А Минфин свой проект так и не зарегистрировал. Непонятно, почему. Я твердый сторонник либеральной реформы и считаю, что ее нужно проводить. Но на сегодняшний день мы находимся под программой МВФ, и не учитывать его позицию, безусловно, не можем. На уровне комитета был проведен ряд консультаций с МВФ. Были высказаны (Фондом. - Авт.) опасения касательно возможных разрывов в бюджете. В чем ключевые споры? Во-первых, сложно просчитать эффект детенизации. Во-вторых, сроки выведения бизнеса из тени после введения либеральной реформы... Истина где-то посредине. Я уверен, может, через год-два мы придем к либеральной налоговой реформе. Так как, скажем откровенно, у нас в стране пока нет традиции исправно платить налоги.

- Да, вы правы, нет...

- Единственный путь - создать условия, при которых не платить налоги будет невыгодно. И потом, параллельно с ростом экономики, соцстандартов и рентабельности для бизнеса, их постепенно повышать. Естественно, введя мораторий на первые 3-5 лет, в течение которых ставки налогов повышать не будут. Как человек, который четверть века проработал в бизнесе, могу сказать: это - единственный путь. Но, повторяю, есть реалии, есть позиция МВФ, с которой мы не можем не считаться. Позиция МВФ, в частности, и по снижению НДС...

- МВФ согласен снижать НДС?

- Нет. МВФ беспокоят разрывы бюджета, они не верят в цифры от эффекта детенизации, которые посчитаны.

- Есть уже какие-то цифры?

- Эффект детенизации, который просчитан, - 50-60 млрд грн. Есть другая позиция, что этот эффект будет лишь 10-12 млрд грн. И то через год. То есть, если будет либеральная реформа, цифры возможного разрыва бюджета колеблются от самого пессимистичного варианта в 200 млрд грн до самого оптимистичного, с учетом жесткого сокращения расходов, - 15-20 млрд грн. Что касается НДС: МВФ говорит, что, снижая НДС, мы не будем стимулировать бизнес, увеличивая зарплату конечного потребителя. МВФ говорит: вместо того, чтобы снижать НДС, наведите порядок с администрированием налогов, уберите налоговые ямы и взимайте тот НДС, который есть, в полном объеме. С этим сложно спорить. Я буду убеждать фракцию голосовать за согласованную с МВФ позицию. От программы финансирования МВФ мы на сегодня отказаться не можем.

- Когда в таком случае в Украине примут налоговую реформу?

- Уже понятно, что в этом году нового Налогового кодекса не будет - будем принимать поправки к старому. Новый кодекс, даже если бы он был, невозможно принимать за один месяц до начала следующего налогового года.

- Когда Минфин и комитет Южаниной должны согласовать общую позицию?

- Будем выходить одновременно и на подготовку согласованного проекта Налогового кодекса, и на бюджет, рассчитанный на обновленной налоговой базе (т. е. по старому кодексу). Думаю, это будет декабрь месяц. Последняя пленарная неделя заканчивается 25 декабря. Примем бюджет не как в прошлом году (в ночь на 30 декабря. - Авт.), а чуть раньше.

- Есть уже какие-то согласованные цифры налоговых ставок?

- Конкретных цифр нет. Есть позиция МВФ: "Пожалуйста, убедите нас, что при любой реформе разрывы бюджета будут в рамках меморандума (подписанного между Украиной и Фондом о предоставлении кредита. - Авт.)". То есть МВФ интересует сбалансированность бюджета, возврат средств по программе stand-by. Большая часть зарегистрированной в Раде реформы касается администрирования налогов. По администрированию ни от Минфина, ни от кого-то еще вопросов я не слышал. Но эта часть мало интересует МВФ. Их интересуют разрывы бюджета. После того, как мы согласуем с МВФ эти разрывы, выйдем на показатели (налоговых ставок. - Авт.). Думаю, компромисс может быть в том, что налоговая реформа будет принята (либеральный вариант. - Авт.), но с отсрочкой введения. К примеру, с 2017-2018 года. Таким образом, дадим сигнал бизнесу, что мы идем к реформе.

- Если все-таки мы возьмемся реализовывать либеральную налоговую реформу, какие статьи расходов можно урезать, чтобы сократить разрывы бюджета?

- Есть очевидные вещи. К примеру, сокращение финансирования науки, в том числе и фундаментальных исследований. К сожалению, десятилетиями финансируются исследования, от которых получаем нулевой экономический эффект. У нас, кроме Академии наук, масса отраслевых академий, которые финансируются из бюджета, а эффекта не видно. Безусловно, науку и наукоемкие технологические вещи нужно развивать. Но если попросить Академию наук и отраслевые академии показать научные исследования, которые внедрены и дали экономический эффект, то не думаю, что таких будет много.

- Но ведь то же самое можно сказать и об армии чиновников, которые ничего не делают и проедают бюджетные деньги.

- Безусловно, их нужно сокращать. Это касается и министерств, и облгосадминистраций. В КГГА числится 1817 чиновников. И это при том, что при Виталии Кличко прошли сокращения. По стране можно и нужно сократить около 1 млн чиновников. Но это легко сказать. Что такое сократить миллион чиновников?

- Это миллион безработных.

- Да, а с учетом семей - это 3 млн человек. Сразу становится вопрос трудоустройства этих людей. Или же это ляжет тяжелым бременем на бюджет в виде выплат соцпособий. С другой стороны, нужно повышать зарплаты работников министерств. Зарплата специалиста, ведущего специалиста министерства должна быть 30-50 тыс. грн. У руководителя департамента - 70 тыс. грн. При таких зарплатах мы сможем провести реальные конкурсы на эти должности, подобрать амбициозных молодых людей. А сегодня в министерствах люди сидят годами. Их труд можно охарактеризовать классической фразой: "Как нам платят, так мы и работаем". У нас 5-6 тыс. грн - зарплата замминистра. Рядовые сотрудники министерств получают около 2 тыс. грн, а то и меньше. В таком случае часто присутствует коррупционная составляющая. Причем не всегда это в чистом виде коррупция. Чиновник может лоббировать свои бизнес-интересы, защищать чужие.

С этой армией чиновников надо бороться. Нужно и количество министерств сокращать. Это все ведет к сокращению расходной части бюджета.

- Идет речь о сокращении шести министерств. Каких?

- Конкретики пока нет. К примеру, предлагают объединить министерства образования, соцполитики и молодежи и спорта. То есть будет одно министерство социальной направленности. Предложения по реформированию Кабмина, как и кандидатуры новых министров, должны поступить от премьера. Он должен презентовать команду, с которой ему будет комфортно работать и осуществлять реформы. И необязательно при этом придерживаться квотного принципа. Хотя в парламентской республике и коалиционном правительстве это нормально. Но в нынешних условиях нам нужно независимо от квот подбирать профессионалов. Сегодня существует реальный дефицит кадров. У нас есть достаточно опытные кадры, но их репутация пострадала из-за работы с предыдущим режимом, и по политическим соображениям их нельзя брать в правительство. Либо же у нас есть люди, которые могут работать в правительстве, но у них нет мотивации. Это не только финансовая мотивация, это и атмосфера вокруг правительства и отдельных министров. Не успел человек приступить к работе, его уже изучают под увеличительным стеклом, обвинять в коррупции и порочащих связях. Я общался с людьми, и многие говорили: "Да зачем оно мне надо? Зарплаты нет, репутация пострадает, я лучше бизнесом позанимаюсь". Поэтому после назначения новых министров давайте бережнее к ним относиться.

- Есть конечная дата согласования программы реформирования Кабмина и новых кандидатур?

- Счет идет на дни. Начни мы это обсуждать раньше, в процессе местных выборов, процесс был бы заполитизирован.

- Скандальный законопроект "Батькивщины" о снижении ренты для газодобывающих компаний так и не рассмотрели во втором чтении. У БПП есть две поправки: по увеличению льготного объема потребления газа для населения с 200 до 350 кубов и по переносу срока снижения ренты на 1 апреля 2016-го. Другие фракции поддерживают вашу инициативу?

- На уровне Совета коалиции вопрос не обсуждался. На комитете проголосовали 10 против, 8 - за. На уровне фракции мы понимаем, что нужно снижать ренту и стимулировать добычу газа. Те ставки рент, которые ввели год назад, хоть тактически и привели к наполнению бюджета, но стратегически были ошибкой. Добыча газа в этом году существенно упала, и мы вынуждены закупать импортный газ, тратя валюту. С другой стороны, будучи под программой МВФ, мы не можем делать резких движений, которые приведут к разрывам бюджета. Наши две поправки согласованы с правительством: после окончания отопительного сезона с 1 апреля по "Укргаздобыче" снижается рента. Кабмин с этим согласился, и под соцвыплаты (субсидии. - Авт.) он будет искать другие источники финансирования. Речь идет о порядка 5,5 млрд грн по году. Что касается увеличения льготного объема потребления газа: люди не говорят о снижении тарифов, их интересует льготный объем кубов. Для обогрева квартир в городах 200 кубов хватает. Проблема в сельской местности...

- В частных домах.

- Да, площадь больше, протопить сложнее. Особенно остро эта проблема стоит на Закарпатье. Там традиции такие - строить большие дома. Надо дать возможность населению адаптироваться, перейти на другие виды топлива. К примеру, на пеллеты. Уже сегодня решением Кабмина о внедрении льготного объема потребления газа не 200 кубов в месяц, а 1200 кубов на сезон, проблема частично решена. Потому что человек понимает, что в одном месяце он может израсходовать 300 кубов, а в следующем - 150. С 1 февраля мы сделаем перерасчет. К тому времени будет понятно, какая у нас зима. Осень теплая, газа меньше уходит. С 1 января газ подешевеет. Цена привязана к стоимости нефти. Прогнозная цена - $207 за тысячу кубов. Сегодня - $227. А снижение тарифов, о котором говорят наши коллеги по коалиции, - чистый популизм. Почему это невозможно? Да потому что это четко записано в меморандуме МВФ.

- Но даже снижение ренты и повышение льготного объема потребления - это не реформа. Реформа - это замена труб, модернизация ТЭЦ. Да, это прерогатива местной власти, но все же...

- Это прерогатива местной власти, вы абсолютно правы. И там, где местная власть эффективна, это уже сделано. Сегодняшние новоизбранные составы гор- и облсоветов должны контролировать вопросы энергосбережения, утилизации мусора... Кстати, по вопросу утилизации мусора в ВР вскоре зарегистрируют три законопроекта. Это целая программа производства из отходов электроэнергии. К примеру, в Дании, Норвегии и Швеции ни один килограмм мусора не пропадает: из него производятся стройматериалы, электроэнергия...

- Если пишутся законопроекты, есть и инвестпроекты под строительство заводов по переработке мусора?

- Идея - в повышении экологического сбора на упаковку (будет платить производитель за будущую безопасную переработку упаковки. - Авт.). У нас он меньше, чем в странах Европы, в сто раз. И на базе этих новых поступлений можно сделать целевую программу: выделять местным бюджетам деньги на строительство как раз таких заводов. И далее привязать платежи (сбор экологического налога на упаковку. - Авт.) к отсутствию или наличию таких заводов в конкретных регионах. И под выработку электроэнергии дать зеленые тарифы (когда государство компенсирует инвестору часть затрат на внедрение технологий использования возобновляемых источников энергии. - Авт.). Инвесторы очень любят такие рентабельные и долгосрочные проекты.

- Итоги местных выборов. Вы руководили штабом БПП-"Солидарность". Как оцениваете рейтинг партии? Ведь по сравнению с прошлогодними парламентскими выборами он просел...

- В целом результатами мы довольны. Ключевое даже не то, что мы выиграли, заняли первые места в 15 регионах, 15 областях плюс город Киев - 16-й. Важнее то, что впервые мы получили достаточно серьезные результаты на Востоке и Юге. Наша партия стала действительно национальной.

- Кампанию вам помогала проводить и нардеп от "Народного фронта" Виктория Сюмар. В том числе и отобрать "фронтовиков", которые пошли по вашим спискам. Не боитесь, что БПП переберет на себя часть репутационных рисков НФ и рейтинг просядет?

- Это был абсолютно правильный шаг. Первый правильный шаг мы сделали, объединившись с УДАРом. Объединение в Киеве это четко показало - мы получили достойный результат (мэра и свою фракцию в Киевсовете. - Авт.). Второй шаг, с учетом того, что НФ решил не идти на выборы, - дать возможность лучшим представителям НФ пойти на выборы по спискам нашей политсилы, несмотря на критику, в том числе и внутрипартийную. А она была серьезной, потому что эти люди ("фронтовики". - Авт.) занимали чужие места. Но это был правильный шаг. Надеюсь, что такими примерами мы постепенно разрушим поговорку: "В Украине - где два украинца, там три гетмана".

- Вы уже упоминали, что есть смысл изменить закон о местных выборах с учетом низкой явки.

- Двухтуровые выборы мэров в крупных городах прописаны в коалиционном соглашении. Но нужно учитывать и расходы бюджета на второй тур, затраты политсил на рекламу, затраты времени, отвлечение внимания населения от других важных проблем... Думаю, норма о двухтуровых выборах - предмет дискуссии. Если разрыв между кандидатами-лидерами больше 20%, считаю, второй тур может и не проводиться.

- Примем ли мы проект изменений в Конституцию во втором чтении? 300 голосов нет?

- Я понимаю всю сложность найти 300 голосов с учетом п. 18 переходных положений проекта (где идет отсыл на закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. - Авт.). Думаю, компромиссным вариантом может стать перенос этого дискуссионного пункта в другую часть изменений по неприкосновенности (или, как ее еще называют, по судебной части. - Авт.). А за децентрализацию, которая не вызывает вопросов, и под которую в зале мы точно найдем 300 голосов, проголосовать в декабре. Тогда через два года мы будем иметь еще одни местные выборы.

- Есть мнение, что сегодняшнее обострение на Донбассе - это шантаж Кремля и поддерживаемых им боевиков, чтобы Рада быстрее приняла поправки в Конституцию именно с п. 18 переходных положений.

- Сложно сказать, как будет развиваться ситуация на Донбассе. Непонятно, как на общую геополитическую ситуацию повлияют теракты в Париже. А они, безусловно, повлияют. Наша задача всеми силами удержать на Донбассе мир, двигаться в рамках процесса Минск-2 и продлить санкции против России.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на сьогодні, 09:12
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3433  0,10 0,25 39,9233  0,06 0,16
EUR 42,5567  0,13 0,31 43,3573  0,12 0,28

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес