Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Российско-украинская война не выльется в третью мировую, поскольку воевать на стороне России никто не хочет

21:43 23.09.2014 |

 

На всякое действие случается противодействие. Путин развязал гибридную войну - и встретил гибридную войну. Он раз за разом повышает свои ставки и получает в ответ санкции все более высокого уровня. Ему не исправить (даже если бы вдруг возникло у него такое желание) того, что он сделал с Украиной. И потому ему не предотвратить того, что ждет Россию.

С самого начала Путин воевал не с одной Украиной, а со всей Европой. Свою гибридную войну он начал не в феврале, а еще прошлым летом, когда захотел во что бы то ни стало воспрепятствовать подписанию Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. Сейчас, после синхронной ратификации этого соглашения Европарламентом и Верховной Радой, Кремль готовится отомстить и Киеву, и Брюсселю. Поэтому, как бы ни развивались события на востоке Украины, но на европейском фронте российско-украинской войны перемирия не будет. Наоборот, грядет новый виток эскалации напряженности.

Впрочем, уже не все зависит от Путина. Слишком много бед он натворил, слишком сильно вывел из равновесия мировую систему сдержек и противовесов. Запад дошел до третьего уровня санкций против РФ, то есть направленных не только против отдельных российских деятелей, прямо или косвенно (через Путина) причастных к аннексии Крыма и войне на востоке Украины, но и против целых отраслей и секторов экономики, жизненно важных для России как таковой. Единым фронтом с европейцами выступили США, Канада, Япония и Австралия.

Говоря о западных санкциях против России, нужно понимать в широком смысле не только слово "Запад", но и слово "санкции". Запад не ограничился собственно санкциями против персон и отраслей, он воспользовался и другими инструментами, в частности, добился снижения цен на нефть, начал поставлять военную технику и вооружение Украине и укреплять восточный фланг НАТО. Поскольку РФ не собирается останавливаться, самое время посмотреть, какими могут быть санкции четвертого уровня, опять же в самом широком смысле слова "санкции". Даже если Россия выведет свои войска и наемников с востока Укра‑ ины, Запад в ответ на это отменит некоторые из формальных санкций, но не будет отказываться от тех мер, которые приняты в качестве наказания за уже сотворенное зло.

Еда, которая сама напросилась на обед

 

И Первая, и Вторая мировые войны были войнами за передел мира между альянсами могущественных государств. Поэтому они и назывались мировыми. Российско-украинская война не выльется в третью мировую, поскольку воевать на стороне России никто не хочет, зато против нее образуются самые широкие альянсы. Скорее, можно говорить о мировой войне против РФ, и предмет этой войны - не передел мира, а передел России, ее экономики и позиций на мировых рынках. Дележ уже начался, и участвуют в нем не только США и ЕС, но и Китай, Япония, Австралия, Израиль. Россия сама напросилась на эту войну, начав захватывать украинские территории. Многие десятилетия ведущие страны мира старались придерживаться каких-то правил, писаных и неписаных (в том числе и правил приличия). Начав вопреки всем правилам войну против Украины, Россия тем самым подставила себя под удар для всех желающих. Действительно, у нее нет реальных военных союзников. ОДКБ - не более чем надувание щек. Военный потенциал стран НАТО просто смешно сравнивать с возможностями этой организации. Нет у Путина реальных союзников и по экономической части. В ШОС доминирует не РФ, а Китай. В БРИКС Россия имеет все шансы стать лишней буквой. И даже Таможенный союз как никогда близок к развалу. Лояльность Кремлю демонстрируют только государства, в которых при власти находятся левые или антиамериканские силы, но на полноценное партнерство это не похоже. Так что помощи России ждать неоткуда.

И Первая, и Вторая мировые войны были войнами за передел мира между альянсами могущественных государств. Поэтому они и назывались мировыми. Российско-украинская война не выльется в третью мировую, поскольку воевать на стороне России никто не хочет, зато против нее образуются самые широкие альянсы. Скорее, можно говорить о мировой войне против РФ, и предмет этой войны - не передел мира, а передел России, ее экономики и позиций на мировых рынках. Дележ уже начался, и участвуют в нем не только США и ЕС, но и Китай, Япония, Австралия, Израиль.

Многие десятилетия ведущие страны мира старались придерживаться каких-то правил, писаных и неписаных (в том числе и правил приличия). Начав вопреки всем правилам войну против Украины, Россия тем самым подставила себя под удар для всех желающих. Действительно, у нее нет реальных военных союзников. ОДКБ - не более чем надувание щек. Военный потенциал стран НАТО просто смешно сравнивать с возможностями этой организации. Нет у Путина реальных союзников и по экономической части. В ШОС доминирует не РФ, а Китай. В БРИКС Россия имеет все шансы стать лишней буквой. И даже Таможенный союз как никогда близок к развалу. Лояльность Кремлю демонстрируют только государства, в которых при власти находятся левые или антиамериканские силы, но на полноценное партнерство это не похоже. Так что помощи России ждать неоткуда.

Сегодня, когда эффективно работают санкции третьего уровня, а введенные Кремлем ответные санкции только бьют по российскому населению, в Москве начали искать оправдания. Сергей Лавров в отчаянии: "Не было бы Крыма и юго-востока Украины, Запад придумал бы что-нибудь еще"; "США стремятся навязать Европе поставки своего сжиженного природного газа".

Но в том-то и дело, что ЕС и США не могли бы придумать "что-нибудь еще". Ведь даже Крым, поскольку он был захвачен как бы "мирно", Запад, по сути, простил России (для приличия наказав ее санкциями второго уровня). Но Кремль не остановился на достигнутом и только тогда разжег аппетит у "акул". Не они, а Россия нарушила правила мирового общежития - живи мирно, торгуй свободно. Расширение конфликта на восток Украины дало сигнал Западу и Китаю, что одинокого Путина надо валить сейчас, пока он не начал более масштабной войны. И пока у России еще есть газ, нефть, лес и трудоспособное население.

Когда страх бывает полезен

В той искривленной реальности, в которой живет Кремль, Европейский Союз первым напал на Россию, вздумав откусить от нее Украину, которую Владимир Путин искренне считал "не государством" и вообще своей зоной влияния. Разумеется, такая постановка вопроса изначально сильно удивляла Брюссель, поскольку за процессом деградации общественного сознания в России с территории ЕС наблюдали только специалисты, и сама тема внутренней российской политики пребывала в списке маргинальных. Теперь, когда Соглашение об ассоциации синхронно ратифицировано Верховной Радой и Европейским парламентом, острота кризиса отношений между главным союзом субконтинента и агонизирующим обрубком империи Иосифа Сталина взяла новую планку.

Дело в том, что саму Украину ЕС долгое время рассматривал скорее как обузу: ее интеграция в Союз неминуемо влечет за собой массу разнообразных издержек, в частности, убытки от российских экономических нападений, а также необходимость поддерживать на плаву разоряемую вооруженными российскими бандитами систему хозяйствования 42-миллионной страны. В свою очередь, предоставление Украине дальнейших гарантий по мере приближения к НАТО и в конечном итоге согласие на присоединение Киева к альянсу означало бы переход европейских стран от обеспокоенности и возмущения к военному вмешательству в конфликт, защите Украины от безумствующего российского диктатора. Но большинство европейских армий являются карликовыми или декоративными и могут играть лишь вспомогательную роль в контексте масштабных военных операций США, Великобритании и Франции (ранее всегда стоявшей особняком - даже после возвращения в НАТО при Саркози).

Однако сегодня оценка сложившейся ситуации европейцами, а также скорость реакции на нее меняются на глазах. Главная причина проукраинского крена в Брюсселе - восприятие исходящей от Путина угрозы не как обобщенной (какой-то там системе международного права или безопасности, которая подкошена еще косовским кризисом), а конкретной, непосредственно странам - членам ЕС. Этому способствовало, во-первых, совершение ФСБ преступлений на территории Эстонии. Во-вторых, перманентные угрозы МИД РФ в адрес других государств Балтии и сознательное разрушение не то чтобы дружеских, но в свое время приобретших более спокойную тональность отношений с Польшей. Наконец, развернутый Москвой террор в отношении Братиславы и недавно прозвучавшие нелепые обвинения в сторону Бухареста заставляет ЕС и правительства стран-членов довольно глубоко пересмотреть состояние всего фронта европейско-российских связей. На опьяневшего от медовухи шатуна, с ревом лезущего в европейский малинник, стали расставляться капканы. Продолжающееся падение российских рынков и рубля - одно из свидетельств нового положения вещей.

Полной неожиданностью для российского руководства стало утверждение ЕС нового пакета санкций, который оказался лишь несущественно мягче американского. Эпикурейство европейских элит не помешало им увидеть, что потворство Путину способно привести к вторжениям, имеющим своей целью пробивание сухопутных коридоров к Калининграду и румынско-украинской границе, а также, чем черт не шутит, по пути следования заблокированного "Южного потока" - к Белграду. Еще год назад подобные сценарии рассматривались как фантасмагория - но не сегодня.

Именно поэтому создание НАТО группировки сдерживания "Острие копья" не вызвало ни малейших возражений со стороны европейских членов Альянса, а вопрос поставок Украине современных вооружений постепенно переходит из сферы предположений и дипломатических пикировок в практическую плоскость - теперь его готовы обсуждать не только американцы и канадцы, но и европейцы.

Очевидно, что одной из подсознательных и спонтанных целей перехода Кремля к политике милитаризма и поддержки терроризма в Европе была идея о том, что раз Европа невзлюбила путинскую Россию, то пусть ее боится. Что ж, эту задачу можно считать полностью выполненной. Только вот последствия "успеха" для Москвы вряд ли можно расценить как радостные. Воюющая Украина теперь обладает наиболее боеспособной армией в Восточной Европе и превратилась в желанного союзника для НАТО. Что касается украинской экономики, то сворачивание европейско-российских отношений в хозяйственной сфере, а вернее - выбрасывание России в лапы китайского дракона - делает украинский рынок на порядок более привлекательным для ЕС, нежели криминализированный капитализм России. В пользу такой логики свидетельствует, в частности, и решение ЕС продлить на год льготный допуск украинских товаров на рынки Союза.

Семь китайских ультиматумов Путину

Многие, наверное, еще не забыли историю, как утром 3 сентября Путин летел в Монголию и от нечего делать "набросал семь шагов для разрешения украинского кризиса". У этой истории была предыстория.

1 сентября самая влиятельная газета КНР "Жэньминь жибао" (официальный орган ЦК КПК) опубликовала "семь важных мер" для углубления сотрудничества России с Китаем. По дипломатическим канонам, передавать ультиматумы - это функция послов. Вот и автором этой публикации выступил посол КНР в РФ Ли Хуэй.

Первая "важная мера": "Следует продвигать тесное взаимодействие в финансовой сфере, особенно расширить масштабы прямых расчетов в национальных валютах в торговле и инвестициях". О какой именно национальной валюте заботится Китай, догадаться нетрудно, но посол не понадеялся на догадливость Путина и после перечисления всех мер специально уточнил: "В прошлом году Китай и Россия подписали контракт на поставку и реализацию нефти, в течение 25 лет РФ поставит в КНР 360 млн т сырой нефти, общая стоимость контракта достигает $270 млрд. Во время визита Путина в Китай стороны также подписали газовый контракт на 30 лет общей стоимостью в $400 млрд. Я надеюсь, что в список этих стратегически важных и символических контрактов постоянно будет добавляться новое существенное содержание, особенно проекты по созданию большого самолета, а также в области высоких технологий и военно-технического сотрудничества". Таким образом, 25 лет поставок нефти и 30 лет поставок газа из России Китай хочет оплачивать не американскими долларами, а своими юанями. На эти юани Россия сможет накупить уйму товаров - разумеется, китайских.

Однако посол имел в виду не только это. Говоря о необходимости "прямых расчетов в национальных валютах", он не ради красного словца вслед за торговлей упомянул об инвестициях и не зря добавил к нефтегазовым контрактам еще и проекты "по созданию большого самолета" и др. Инвестором в этих проектах будет именно КНР, а Россия предоставит территорию. В частности, "большие самолеты" будет строить Иркутский авиационный завод. Сейчас научно-производственная корпорация "Иркут" работает над созданием пассажирского самолета "Иркут МС-21", который должен стать конкурентом среднемагистральных Boeing-737 и Airbus-320/321. Коммерческие полеты первых экземпляров запланированы на 2017-18 гг. Меморандум о сотрудничестве в этом проекте был подписан российской и китайской сторонами 20 мая нынешнего года в Шанхае. Но Китай наверняка захочет сначала посмотреть, будет ли этот самолет реально превосходить своих конкурентов, и только затем решится инвестировать в серийное производство. Инвестировать, судя по словам посла, КНР намерена юанями.

"Важные меры" со второй по шестую перечисляют конкретные направления сотрудничества по различным отраслям. Направлений этих в общей сложности набралось несколько десятков - от "комплексно разрабатывать минеральные ресурсы" (скорее всего, российские) до "улучшать условия для торговли сельскохозяйственными продуктами" (по-видимому, китайскими) "и для сельскохозяйственного производства" (по-видимому, китайского в России). После подписания в мае нынешнего года газового контракта было много "утечек информации" о том, что Пекин согласился на эту сделку под обязательство Путина отдать Китаю в концессию сотни тысяч квадратных километров российской земли вместе с имеющимися там природными ресурсами (лес, рыба, золото, другие ценные металлы). Пришла пора выполнять обещанное.

Наконец, в последней, седьмой "важной мере" указывается: "Надо развивать инфраструктуру для трансграничных перевозок, в том числе продвигать строительство переходных мостов Хэйхэ-Благовещенск и Тунцзян-Нижнеленинское, оптимизировать проход китайских товаров через железнодорожную сеть РФ, а также улучшить транзитно-транспортные условия дальневосточных портов и северных фарватеров". Тут все логично: китайские товары нужны, чтобы было чем отоваривать юани. В то же время аналогичного облегчения условий для проникновения российских товаров в Китай не предусмотрено - там их не ждут.

И еще о предыстории. Летом, то есть до появления "семи важных мер" в "Жэньминь жибао", верные путинцы то и дело бахвалились в российских СМИ, что Россия перейдет с доллара и евро на юань, с западных кредитов на китайские и т. п. Уже тогда напрашивался вопрос, они добровольно это делают или их заставляют старшие китайские братья. Сейчас ответ можно считать известным, и впору задаться другим вопросом - когда Путин ввел запрет на импорт европейских и американских продуктов питания, он это делал чтобы отомстить Западу или чтобы подготовить россиян к изменению рациона?

О дальнейшем развитии событий известно, что 6 сентября появились сообщения о концентрации Китаем своих войск у российской границы, 11 сентября Путин объявил внезапную проверку в течение недели боеготовности всего состава войск Восточного военного округа, а минобороны РФ приказало перебазировать на Дальний Восток часть авиации Центрального военного округа. 18 сентября проверка завершилась, но 19 сентября началось стратегическое командно-штабное учение "Восток-2014" с участием около 100 тыс. военнослужащих, которое должно продлиться до 25 сентября.

В любом случае благодаря газовому контракту Пекин получил механизмы влияния на Кремль, а теперь у Китая появился новый рычаг давления на Россию. Пекин может быть уверен, что если китайская армия решит "восстановить историческую справедливость и вернуть исконно китайские территории", то Запад выскажет глубокую озабоченность - и только.

Путин - он и в Африке Путин

15-16 сентября в столице Зимбабве Хараре побывали два гостя из Москвы: сначала министр промышленности и торговли Денис Мансуров, затем министр иностранных дел Сергей Лавров. Мансуров договаривался об освоении месторождения металлов платиновой группы "Дарвендейл" российским консорциумом, в который входят Внешэкономбанк и российская группа компаний "Ви Холдинг". Поскольку Внешэкономбанк еще в июле попал под секторальные санкции ЕС, США, Канады и Японии, то финансировать этот проект ему будет, очевидно, непросто. Но не финансировать нельзя - иначе зачем зимбабвийскому президенту Роберту Мугабе такая дружба.

"Мы помним, как Советский Союз помогал нашему народу в годы борьбы", - сказал Мугабе в начале встречи с Лавровым, словно намекая на необходимость вернуться к советской практике финансирования режимов "социалистической ориентации". Намек, по-видимому, был воспринят: по итогам встречи зимбабвийский президент заявил, что она "позволила возобновить исторические отношения, укрепить их и продолжить новую эру".

90-летний Мугабе правит страной уже 35-й год подряд, по окончании его земного существования Зимбабве, скорее всего, ждут бурные времена. Но Мугабе - это едва ли не единственное, что есть у Путина в Африке. Зимбабве было в числе 11 стран, проголосовавших против резолюции ООН о поддержке территориальной целостности Украины и признании незаконным крымского "референдума" (из этих 11 стран только две африканские - Зимбабве и Судан). Так Мугабе "отомстил" западным странам, которые ввели санкции против зимбабвийских чиновников и компаний еще в 2002 г.

Сам Мугабе оказался одним из немногих лидеров, не получивших приглашение на саммит США-Африка, который прошел в Вашингтоне 4-6 августа нынешнего года. Поучаствовать во встрече с Бараком Обамой прибыли делегации из 50 африканских государств. Обама пообещал инвестиции и экономическую помощь на $33 млрд. Эта сумма будет складываться из обязательств правительства США и инвестиций американских фирм, таких как Blackstone Energy, Coca-Cola, General Electric и Marriott Hotels. В частности, правительство США выделяет $7 млрд на финансирование американского экспорта, а компании объявили о новых сделках в таких отраслях, как энергетика возобновляемых ресурсов, авиация, банки и строительство, на сумму свыше $14 млрд. Кроме того, еще $12 млрд правительство США выделило в рамках поддержанной Всемирным банком инициативы по развитию африканской энергетической отрасли.

Начиная с 2000 г. уже по четыре аналогичных саммита провели Китай и Евросоюз. Четвертый саммит КНР-Африка состоялся в ноябре 2009 г. в египетском Шарм-эль-Шейхе, а четвертый саммит ЕС-Африка прошел 2-3 апреля нынешнего года в Брюсселе. ЕС сейчас особенно заинтересован в африканских энергоносителях как альтернативе российским нефти и газу. Eurostat приводит данные за 2012 г. (более свежих еще нет), согласно которым доля Алжира в обеспечении Евросоюза природным газом (из суммарного объема импорта и газа собственной добычи в странах ЕС) составила 9,1%, Ливии - 1,3%, Египта - 0,4% плюс еще 2,4% дала Нигерия. Африканским газом пользуются главным образом средиземноморские члены ЕС и их соседи: в Португалии его доля 90%, в Испании - 59,3%, в Италии - 37,4%, в Греции - 21,8%, во Франции - 18,2%, в Словении - 16%. Есть и возможности для наращивания добычи газа в Африке. Кстати, в Алжире разведан сланцевый газ, добычей которого не прочь заняться американцы.

У России нет для африканских стран предложений, сравнимых по своим масштабам с инвестициями, которые обещают и уже дают китайцы, европейцы, американцы. Правда, после саммита США-Африка спецпредставитель Путина по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов заявил, что и Россия способна устроить аналогичный саммит. "Мы более или менее успешно возвращаемся в Африку, и наши отношения со странами континента созрели для подобного мероприятия в Москве, - уверял Маргелов. - Мы в Африке в отличие от США во внутренние дела не вмешиваемся, демократии никого не учим, а поэтому примем африканских лидеров всех без исключения". Но сомнительно, чтобы эта идея вызвала энтузиазм у африканцев. Кроме Мугабе, подружиться с Путиным против Запада может разве что президент Судана Омар аль-Башир. Он тоже не был приглашен Обамой на саммит в Вашингтоне. В июле 2010 г. Международный уголовный суд выдал ордер на арест аль-Башира, обвинив его в организации и проведении геноцида трех этнических групп Дарфура - региона на западе Судана.

Фальстарт в Арктике

Еще в декабре прошлого года Россия показала, что ее не в полной мере устраивает мирный диалог в рамках Арктического совета в контексте освоения ресурсов этого региона (в том числе с разграничением исключительных экономических зон приарктических стран). "Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать безопасности и национальных интересов", - заявил Путин на заседании коллегии минобороны, поручив в 2014 г. закончить формирование воинских частей и развертывание необходимой инфраструктуры в Арктике. За девять месяцев так и не было точно подсчитано, во сколько это удовольствие обойдется россиянам, самые популярные оценки - "несколько десятков миллиардов рублей". Сегодня корабли Северного флота РФ доставляют из Североморска на Новосибирские острова личный состав, технику и имущество тактической группы, которая будет нести в Арктике службу на постоянной основе. Наиболее откровенно о происходящем высказался глава МИД Канады Джон Бэрд в ходе своего визита в Копенгаген в августе. "В связи с милитаризацией, которую мы видим, мы выбираем путь деэскалации конфликта, но ясно, что мы будем защищать наш суверенитет силой", - заявил дипломат. Трудно представить, что Канада (равно как и любой другой член Арктического совета) будет защищать суверенитет в одиночку, здесь под "мы" следует понимать как минимум всеобъемлющую помощь США или, скорее, НАТО. Поэтому сколько бы миллиардов не закопал Кремль в вечную мерзлоту, дальше приграничных провокаций с нарушением российскими самолетами воздушного пространства приарктических стран дело вряд ли продвинется.

В том же августе российская пресса с большой помпой освещала старт разведочного бурения в Карском море - "Роснефтью" совместно с ExxonMobil. "Мы рассчитываем открыть новую нефтяную провинцию, запасы которой сопоставимы с разведанными запасами Саудовской Аравии. До 2030 г. мы намерены инвестировать в Арктику $400 млрд", - рассказывал президент "Роснефти" Игорь Сечин. Однако 12 сентября США ввели новые санкции против России, и уже на следующий день агентство Bloomberg написало о вероятной остановке этого совместного проекта со ссылкой на источник в компании: у ExxonMobil остается время до 26 сентября, чтобы завершить попавшие под запрет операции с российскими партнерами. К слову, это не только бурение в Карском море, но и проект по разработке трудноизвлекаемых запасов нефти в Сибири. В отношении реализации последнего Сечин уже заявил, что "Роснефть" ждет помощи от государства в виде выкупа новых облигаций компании (по данным газеты "Ведомости", на 1,5 трлн руб. за счет средств Фонда национального благосостояния), в противном случае проект придется отложить на неопределенное время.

У Вашингтона разыгрался аппетит

О готовности США поставлять сжиженный газ в Европу, чтобы снизить зависимость ЕС от российского голубого топлива, Барак Обама заявил еще 26 марта, когда встречался в Брюсселе с тогдашним главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу и председателем Европейского совета Херманом ван Ромпеем. Это было ответом на аннексию Россией украинского Крыма, и за минувшие с тех пор полгода американцы существенно приблизились к реализации своей идеи.

Для этого нужно было прежде всего заручиться поддержкой самих европейцев. Рынок природного газа отличается большой инерционностью, поскольку менять маршруты поставок энергоносителей - дело дорогое и хлопотное. К тому же Россия была уверена, что она победит США в ценовой конкуренции. Однако своими агрессивными действиями она нивелировала свои преимущества. Сейчас в Европе переход на поставки более дорогого газа из альтернативных источников и связанные с этим затраты рассматриваются как та цена, которую нужно платить за уверенность в завтрашнем дне.

Как сообщила 16 сентября швейцарская газета Le Temps, Евросоюз намеревается ускорить "стресс-тесты" по мобилизации газовых хранилищ и альтернативных источников снабжения энергетическим сырьем членов ЕС. В октябре должен быть готов доклад, в котором будет учтен вариант полного прекращения Москвой поставок газа в Европу. Таким образом, вопрос о том, нужно ли искать замену российскому газу, уже не дискутируется. Сейчас обсуждаются конкретные варианты альтернативных поставок.

Американский проект уже нашел лоббистов в лице испанцев. "Испания хочет воспользоваться энергетической революцией, происходящей в США, и стать "воротами" для сжиженного природного газа, который американцы со временем, возможно, будут экспортировать в Европу", - заявил, по сообщению газеты El Pais, испанский министр промышленности, энергетики и туризма Хосе Мануэль Сория в Вашингтоне 9 сентября в ходе встречи с министром энергетики США Эрнестом Монизом. На Иберийском полуострове находится половина всех установок регазификации сжиженного природного газа в Европе: семь в Испании и одна в Португалии. Для реализации этого проекта нужно построить новые газопроводы, которые связали бы Испанию с остальной Европой через Францию. По словам испанского министра, его правительство сейчас решает вопрос финансирования в Еврокомиссии.

Российская доля составляет около четверти ежегодных объемов природного газа, которые поступают в страны ЕС в виде газа собственной добычи и импорта. Финляндия, Эстония, Латвия, Литва полностью зависят от российских поставок, Словакия и Чехия - более чем на 95%, Болгария и Венгрия - почти на три четверти, Польша, Австрия, Греция - более чем наполовину, Германия и Словения - на 30-40%.

Конечно, американцы не заменят своим газом всем эти огромные объемы. Но США будут приветствовать и любые другие варианты: для Вашингтона главное, чтобы его европейские союзники перестали быть критически зависимыми от Кремля.

Еще один такой проект, только уже не в европейском, а мировом масштабе, касается нефти. Как сказал американский сенатор Джон Маккейн, "Россия - это бензоколонка, пытающаяся выдать себя за страну". По американским меркам, у РФ вообще нет ничего стоящего, кроме доли на газовом рынке и на рынке нефти. Эту долю США тоже начинают прибирать к рукам. Ведь цены на нефть сбили не только американские союзники на Аравийском полуострове, но и сами Соединенные Штаты, начав поставки нефти на мировой рынок. А раз уж они вышли на этот рынок, то наверняка не для того, чтобы быть на нем миноритариями, а с желанием войти в клуб стран, которые его контролируют. Поэтому можно ожидать переформатирования ОПЕК: он будет более лоялен к США и более антагонистичен по отношению к РФ.

 

Также не только своими силами Вашингтон намерен выталкивать Россию с рынка вооружений. Штаты обеспечивают начальный импульс - толчок в виде эмбарго на любую торговлю и кооперацию, способную повысить технологический уровень российского ВПК.

В то же время прежде всего на собственные возможности рассчитывают США, выталкивая Россию из международных космических проектов. 16 сентября космическое агентство НАСА объявило, что американские компании Boieng и SpaceX получили контракт НАСА на $6,8 млрд на создание "космического такси" Dragon-2. "Мы стали на один шаг ближе к проекту, предусматривающему создание независимых от России средств транспортировки астронавтов. Новый шаттл может быть готов уже к 2017 году, - заявил директор НАСА Чарльз Болден. - Параллельно мы разрабатываем другой масштабный проект, предусматривающий отправку человека на Марс".

Известно уже и о намерениях американцев заполучить долю россиян в европейских научных проектах. Это направление важно не из-за выгоды, а с точки зрения престижа. США способны вытеснить Россию и из космоса, и из науки - и там, и там РФ без международной кооперации не будет способна ни на что путевое. А страна, имеющая имидж непутевой в технологическом отношении, вряд ли будет находить покупателей на свое оружие.

Россия становится обузой для БРИКС

В середине сентября заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков сообщил, что Москва обсуждает с партнерами по БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) возможности расширения сотрудничества, в том числе в сфере пищевых поставок. Причина - бессилие российского пищепрома в деле заполнения полок гастрономов после введения Москвой продовольственных санкций против самой себя. Озолотившего, к слову, тот же Минск, который втрое увеличил поставки норвежского лосося на рынок РФ, или Буэнос-Айрес, чья торговая палата зарегистрировала рост на 1000% заявок российских импортеров за минувший месяц.

Однако ни Беларусь, ни Аргентина, ни даже Иран, предложивший вдобавок к сырой нефти менять на услуги российских строителей и производителей оборудования еще и продовольствие, не являются членами БРИКС. России же было необходимо продемонстрировать хоть какую-то поддержку со стороны партнеров по аморфному блоку. Но, похоже, из кирпичиков (англ. - bricks), составляющих эту специфическую организацию, именно российский серьезно зашатался, после того как Москва решилась на масштабную ссору с Западом.

Та же Индия еще в апреле отказалась устанавливать на ранее купленный у РФ авианосец "Адмирал Горшков" (ныне "Викрамадитья") ЗРК "Каштан" - причем в пользу аналогов израильского производства. По итогам визита индийского премьер-министра в Токио Япония пообещала выделить Индии примерно 3,5 трлн иен (около $32,6 млрд) на гражданские инвестиции в течение ближайших пяти лет. Очевидно, что ничего подобного не может позволить себе удушаемая санкциями Россия, чьи основные госкорпорации уже месяц как стучат костлявыми кулаками в двери Фонда национального благосостояния. А в августе стало известно, что Индия закупает дополнительную партию израильских зенитных управляемых ракет для комплексов ПВО корабельного базирования. Строго говоря, это полностью соответствует курсу на диверсификацию поставок вооружений, взятому Дели почти десятилетие назад, однако отказ Индии "подставить плечо" на фоне целого ряда громких фиаско Рособоронпрома выглядит весьма симптоматично.

С точки зрения Москвы, пока, разумеется, вынужденной сдерживать свое негодование, Дели ведет себя отнюдь не по-союзнически. Однако не секрет, что все мегапроекты БРИКС - зона свободной торговли, банк развития, переход на расчеты в своих валютах во внешней торговле - остались замками на песке. И не в последнюю очередь благодаря переоценке Россией своих возможностей и гаргантюанской даже по азиатским меркам коррупции.

Объективно говоря, мотивы вялотекущих неудач БРИКС довольно просты. Чтобы их понять, достаточно посмотреть на торговые приоритеты стран-членов. Так, по итогам 2012 г. (сводные результаты за 2013-й еще не подведены) основными экспортерами в РФ были Нидерланды, Китай, Германия, Италия и Турция. При этом основными покупателями российской продукции были Китай, Германия, Украина, Япония, США.
Страны, лидирующие по объему импорта из Китая, - США, Гонконг (автономия в составе Китая), Япония, Южная Корея, Германия. При этом основными поставщиками товаров в Поднебесную были Япония, Южная Корея, США, Германия и Австралия.

Ключевыми торговыми партнерами Бразилии по экспорту являются Китай, США, Аргентина, Нидерланды, Япония. Среди продавцов крупнейшими выступают США, Китай, Аргентина, Германия, Южная Корея.

Для геополитического конкурента КНР - Индии - пятерка главных покупателей ее продукции выглядит так: Эмираты, США, Китай, Сингапур, Гонконг. Сама Индия больше всего импортирует из Китая, Эмиратов, Швейцарии, Саудовской Аравии и США.

Самый младший член объединения, ЮАР, наибольшие объемы экспортирует в Китай, США, Японию, Германию, Великобританию. Наконец, главные торговые партнеры ЮАР, с точки зрения импорта, - Китай, Германия, США, Япония, Саудовская Аравия, Индия.

Как видим, ни для одной из стран организации РФ не является стратегическим партнером. Из чего следует, что антизападный крен Москвы раздражает прочих членов БРИКС, каковы бы ни были их претензии к странам ЕС, США и их военным союзникам. Возможно, российских посланников и впредь будут принимать с вежливыми улыбками в столицах этих государств, но вряд ли за визитами последуют решения об углублении сотрудничества.

Между тем китайский премьер Си Цзиньпин на прошлой неделе посетил Индию, готовящуюся составить Поднебесной, испытывающей проблемы с банковской системой, настоящую конкуренцию по темпам роста уже до конца нынешнего года. По мнению экспертного сообщества, Нарендра Моди - лучший друг бизнеса. Чего никак не скажешь о Владимире Путине - руководителе страны-изгоя, чья роль начала сводиться к статусу сырьевого придатка Китая и Беларуси. Так что в Б(Р)ИКС понемногу вызревает новый консенсус: Россия с воза - экономическому росту легче.

За матеріалами: Деловая столица
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 22.11.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2860
 0,0327
0,08
EUR
1
43,4659
 0,0976
0,22

Курс обміну валют на 22.11.24, 10:21
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9832  0,03 0,08 41,6355  0,01 0,01
EUR 43,2364  0,17 0,39 44,0045  0,15 0,33

Міжбанківський ринок на 22.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2950  0,02 0,06 41,3000  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес