Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Кто развивает рынок финансовых услуг в Украине

Сергей Деминский, кандидат экономических наук, эксперт-аналитик в области кредитования, проблемных активов, факторинга
Forbes-Украина

В то время как всеобщее внимание приковано к процессу реформирования и «зачистки» банковской системы страны, в СМИ активно раскручивается идея о том, что скоро понятие классического банка исчезнет в принципе. Будто бы выживут только те участники сектора, которые полностью перенесут свои процессы и существование в интернет, а рынок кредитования в основном будет принадлежать небанковским организациям. Что это за компании, взявшиеся потеснить привычных игроков финансового сектора, и насколько реально воплощение их планов?

Новые кредиторы не покроют услугами ключевые секторы экономики страны

Конечно же, все давно поняли, в чем преимущества работы с денежными потоками, и все больше компаний, имеющих для этого достаточно ресурсов, включаются в данное направление. Один за другим с подобными идеями выступают мобильные операторы, социальные сети, поисковые системы, торговые сети и даже почтовые операторы. Кто-то пока предоставляет только услуги Р2Р/В2В/В2Р-переводов, другие уже дают возможность оплачивать некоторые счета (коммунальные, связь, телевидение и пр.), делать покупки в интернете, но многие уже готовы даже кредитовать граждан.

И вот на основании подобных заявлений и практик сформировалось мнение, что необходимость в банковских услугах скоро исчезнет вообще. Так ли это?

Тут следует вспомнить основную задачу банковского сектора - кредитование экономики. Она во многом зависит от благополучия граждан страны, и компании, которые сейчас берутся выдавать небольшие займы населению, могут сыграть здесь важную роль. Но в кредитном портфеле большинства украинских банков потребительские кредиты (в основном упомянутые компании специализируются именно на них) в денежном эквиваленте занимают не более 30%. Остальное - кредиты крупному бизнесу, в том числе (а во многих банках - в основном) занятому в ключевых отраслях экономики. В Украине это - сфера услуг, промышленность и сельское хозяйство. Как с исчезновением классических банков будет реализовываться данное направление? Обратится ли директор большого агрокомплекса или строительной компании за крупным долгосрочным кредитом к мобильному оператору? Ведь это уже совсем другая история.

Давайте рассмотрим, кто из новичков уже сейчас, параллельно с банками, работает на финансовом рынке страны, какие услуги они предоставляют или планируют предоставлять.

Те, кто в деле давно: МФО и сегмент Р2Р-займов

Пока штормит банковскую систему страны, многие участники рынка продолжают работать. В судьбе некоторых направлений кризис даже стал стимулом к развитию и дал повышение спроса на их услуги. Это участники сегмента «займы до зарплаты», ломбарды, а также платформы Р2Р/В2В/В2Р-кредитования. Продолжает вести активную деятельность и ряд кредитных союзов, хотя после приравнивания с 1 января 2015 года к прибыльным организациям их финансовое положение значительно ухудшилось. Остальные игроки сектора пострадали от кризисных явлений больше, и вопрос выживания для них сейчас стоит не менее остро, чем для украинских банков.

Все, кто остался «на волне», предлагают сравнительно небольшие краткосрочные займы под приличные проценты. В основном это необеспеченные кредиты, но стоимость пользования деньгами покрывает риски на случай невозврата. Традиционно, только ломбарды, в силу своей природы, выдают средства под залог имущества. Также обеспечение могут требовать некоторые финансовые компании, если речь будет идти о займах больше 20 000 гривен.

Стоит отметить, что в 2015 году в сегменте «онлайн-займы до зарплаты» даже появились новые игроки. Кроме Moneyveo, Credit365, MoneyBOOM и Online-Groshi, теперь на просторах украинского интернета работают также «Ощадкасса» и CREDIT2U. Ряды Р2Р-платформ по кредитованию пополнил в этом году сервис uCredit.

Электронные платежные системы держат «волну» e-commerce

Не будем забывать, что в скором времени ожидается реформирование деятельности и небанковских субъектов системы кредитования. После запланированной ликвидации Нацкомфинуслуг (регулятора сегмента) ее функции планируют разделить между НБУ и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Далее последуют изменения правил работы и регулирования рынка на законодательном уровне. Однако вряд ли ситуация кардинально изменится для всех игроков. Кто-то не справится с новыми правилами и требованиями, но многие пройдут эту стадию и будут работать дальше.

Стоит напомнить и об электронных платежных системах в Украине, которые работают с безналичными расчетами, дают возможность совершать покупки через интернет, оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, переводить деньги, накапливать и пользоваться бонусами и т.д. Самые популярные легальные в Украине сервисы на сегодня: Monexy, Maxi, Global Money, НСМЭП. Сейчас ведется работа по расширению возможностей деятельности в Украине PayPal - одной из самых популярных международных платежных систем.

Мобильные операторы экспериментируют с финансовыми услугами

Если говорить о нетрадиционных участниках финансового рынка, то в этом сегменте мобильные операторы в Украине занимают самую активную позицию. Еще в 2013 году компания «Киевстар» в сотрудничестве с финансовыми партнерами представила рынку услугу «Мобильные деньги». Абонентам предложили совершать с мобильного (или с сайта компании) микроплатежи. Перечень услуг за два года очень расширился: оплата связи, коммунальных услуг, штрафов, телевидения, приобретение товаров и услуг через интернет, пополнение банковских карт, погашение кредитов, перевод денег внутри сети и абонентам других операторов, а также переводы с получением наличных в отделениях «Новой почты» и пр. Разовые транзакции ограничены 3000 гривен, в месяц максимальная сумма - 10 000 гривен.

В августе 2015 года «Киевстар» зарегистрировал дочернюю компанию «Стармани» с целью перезапуска «Мобильных денег» с переходом на собственную IT-платформу. Будут расширяться возможности по платежам как в онлайн-, так и в офлайн-среде. На данный момент компания оформляет лицензию НБУ и ищет банк-эмитент электронных денег. «Стармани» планирует зарабатывать на комиссиях с транзакций.

Стоит отметить, что сейчас большинство финансовых операций «Мобильные деньги» также сопровождаются комиссиями, хотя некоторые (например, оплата коммунальных услуг) пока бесплатны. Одна из наиболее амбициозных целей оператора - «дать» мобильные деньги жителям сельской местности, где банки практически не представлены. Также с 2016 года в планах - запустить сервис микрокредитования. Компания уже разработала скоринговую систему, которая позволяет определять платежеспособность клиента.

Но не только абоненты «Киевстар» могут расплачиваться с помощью телефона. «МТС-Украина» совместно с системой Portmone.Mobile тоже предоставляет услугу «Мобильные платежи». Оплачивать коммунальные, интернет, связь, телевидение, расходы другого человека-пользователя любого оператора, а также совершать покупки в определенных интернет-магазинах можно с помощью зарегистрированной в Portmone.Mobile карты Visa или MasterCard.

«Укрпочта» просит у НБУ лицензию на банковские операции

«Покорять» маленькие населенные пункты готова и «Укрпочта» - еще один нетрадиционный участник финансового рынка, который в прямом смысле слова стремится занять свою нишу в банковском секторе. На счету национального почтового оператора - несколько попыток трансформироваться в так называемый «почтовый банк» по примеру аналогов в других странах. Он уже предоставляет населению ряд финансовых услуг: выплачивает пенсии, принимает оплату коммунальных и других счетов, занимается денежными переводами. Но почте этого недостаточно. Руководство предприятия считает, что оно могло бы открывать и сопровождать счета с возможностью выпуска карт и установкой своих терминалов, а в будущем - также кредитовать население и привлекать средства на депозиты. В этом году вопрос снова поднят, хотя на запрос «Укрпочты» НБУ пока не дал позитивного решения.

Насколько реально преобразовать предприятие с такой большой сетью отделений, чья деятельность к тому же построена на работе с пенсионерами-социальщиками (к сожалению, самой бедной категорией граждан в стране), в подобие современного банка? НБУ не зря отказывается от такой авантюры: «Укрпочта» - полностью государственное предприятие, а значит, финансирование инноваций и связанные с этим денежные риски лягут на плечи бюджета страны.

При этом с привычными для нее финансовыми услугами почта успешно работает уже много лет. Если где-то она проигрывает в плане скорости проведения операций и удобства (банально, из-за устаревшего оборудования, бюрократии в некоторых процессах или медленного внедрения инновационных технологий), то с точки зрения тарифов почта остается привлекательной для клиентов.

Торговые сети зарабатывают на комиссиях за непрофильные финансовые услуги

С точки зрения предоставления финансовых услуг торговые сети в основном сотрудничают с банками и МФО. Единственное новшество этого года в том, что в офлайн-магазинах сейчас редко встретишь представителя банка с кредитной программой - крупные ритейлеры в основном предлагают услуги своих брокеров, которые по заявке покупателя подбирают банки, готовые выдать кредит на товар. А некоторые магазины готовы предлагать клиентам кратковременную рассрочку на свои товары без привлечения банков.

Популярными стали кобрендинговые карты банков и торговых сетей: с их помощью клиенты магазинов, заправок, мобильных операторов и пр. могут накапливать при покупках скидки, бонусы, и использовать их в рамках предложения участников акций.

Интернет-сервисы тестируют кнопку «Купить»

Введение опции, призывающей к приобретению товаров/услуг, еще два года назад анонсировали сразу несколько крупных интернет-сервисов.

Так, кнопка «Купить» появилась в сети Facebook в США в 2014 году, а недавно она была предложена и европейским странам. Нажимая на нее, посетитель попадает непосредственно на страницу выбранного продукта. Опция призыва для разных компаний может иметь вариации: «Забронировать сейчас», «Написать сейчас», «Использовать приложение», «Играть в игру», «Купить сейчас», «Подписаться и просмотреть видео».

Подобная кнопка есть у сети «ВКонтакте» (под названием «Открыть в магазине»). Пока ее предложили испытать лишь нескольким интернет-магазинам. Есть подобная услуга и у Twitter, она доступна для пользователей всех стран. Но если названные сети пока только тестируют данное предложение, то Pinterest на кнопке «Купить это» уже получает прибыль, и планирует дальше развиваться в направлении e-commerce. Успех связывают с исходным предназначением этого сервиса. Пользователи делятся здесь фотографиями, нестандартными творческими идеями, что у многих вызывает желание получить вещь/услугу, которую они видят в ленте. Готова взяться за «большие деньги» еще одна крупная сеть - Instagram. Вскоре у нее должны появиться кнопки «Купить сейчас», «Установить сейчас», «Зарегистрироваться».

Не отстает от соцсетей и интернет-гигант Google, который объявил, что в скором времени добавит в поисковую выдачу кнопку «Купить». Она позволит приобретать товары со страницы с результатами по введенному запросу.

Кроме кнопок с призывом к покупкам, соцсети начали внедрять еще один финансовый инструмент - внутрисистемные денежные переводы друзьям (пока без комиссий). Подобная инновация от Facebook пока доступна только в США, от Twitter - во Франции (вскоре ожидается и в Великобритании), от «ВКонтакте» - в России. В Украине пока подобных возможностей нет, но рекламные кампании идут полным ходом, так что вскоре их появления можно ожидать и в нашей стране.

Ряды игроков финансового сектора продолжают пополняться новыми именами. То, что среди них много нетрадиционных участников рынка - неудивительно. Развиваются технологии и инструменты для работы с деньгами, появляются новые способы продвижения услуг, которые ориентируются на изменение спроса у населения. А работа с финансовыми потоками всегда давала хорошие доходы.

Безусловно, новички перетянут на себя часть «одеяла», но полностью отобрать его у классических банков не смогут. Именно от последних будет зависеть кредитование и обслуживание большого бизнеса. Единственное, что может произойти, это смещение акцентов в кредитовании основных отраслей экономики в пользу исключительно государственных банков, что отчасти уже проявилось в нашей стране.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на вчора, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес