Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Фонды прямых инвестиций готовы сотрудничать с украинскими банками в реструктуризации NPL компаний

13:00 03.07.2014 |

Фінанси, Економіка

Фонды прямых инвестиций (private equity) заинтересованы совместно с украинскими банками реструктуризировать накопившиеся у них проблемные кредиты (NPL) путем вхождения в капитал и менеджмент компаний-должников.

Такое мнение высказали участники конференции "Инвестиции фондов прямых инвестиций в Украине как фактор восстановления экономики. Роль банков в данном процессе", организованной компанией "Делойт".

Ранее со ссылкой на материалы Международного валютного фонда (МВФ) сообщалось, что доля NPL, согласно методологии Национального банка Украины (НБУ), по состоянию на конец марта 2014 года составляла 13,3% всех кредитов, уровень их обеспечения - 80%. При этом МВФ указывал, что в показателе НБУ отсутствуют субстандартные кредиты, значительная часть которых реструктуризирована или пролонгирована. С их учетом доля проблемных кредитов увеличится до 23%, считает Фонд.

Кроме того, МВФ отмечал, что с декабря 2012 года НБУ изменил методологию классификации проблемных кредитов, в результате чего она стала занижаться, поэтому реально на конец марта этого года доля NPL достигала 27,1%.

Центробанк в письме к банкам в конце мая среди причин плохого качества активов и роста кредитного риска в стране называл их либеральный подход к оценке платежеспособности заемщиков при предоставлении кредитов и формировании резервов на покрытие рисков.

В свою очередь, международное рейтинговое агентство Moody's указывало, что девальвация гривни с начала года и рецессия экономики Украины ухудшают возможности заемщиков обслуживать свои долговые обязательства и, соответственно, способствуют росту доли проблемных кредитов украинских банков.

В любом случае сложившаяся ситуация не внушает оптимизм ни банкирам, ни регулятору, ни всему финансовому сообществу, но и не является абсолютно безвыходной, если она получит импульс для разрешения.

"То, что мы видим в настоящее время, - это благоприятный момент для активизации финансовой системы Украины и ее реальной экономики, где важную роль могут сыграть private equity", - заявляет финансовый экономист Всемирного банка Колин Масеник.

НЕБЕСПРОБЛЕМНЫЕ КРЕДИТЫ

По словам участников конференции, значительный объем проблемных кредитов, довлеющий над банковской системой страны, имеет не только ситуативные экономические предпосылки, но и долговременные регуляторные.

Как отметила глава представительства Международной финансовой корпорации в Украине Елена Волошина, работа с NPL в настоящее время ограничена, что обусловлено рядом причин.

По ее словам, в Украине отсутствует единое определение "проблемный кредит": есть определение в IFRS, определение центрального банка, а также определение в Налоговом кодексе и все они - разные, соответственно, отсутствует и четкий порядок их учета.

Решение также требует вопрос, какие компании или структуры могут выкупать проблемные кредиты. В настоящее время сделать это через украинскую структуру очень сложно, через оффшор - практически невозможно ввиду существующего валютного регулирования, отметила Е.Волошина.

Она добавила, что есть ряд и других проблем, в том числе со справедливой оценкой NPL, защитой кредиторов и заемщиков, обеспечением безопасности сделок с NPL, решение которых требует определенного нормативного режима.

"Как только банки смогут нормально работать с проблемными кредитами, можно ожидать и приток инвестиций в эту нишу", - считает Е.Волошина.

По словам Главы Правления ПАО "ИНГ Банк Украина", Эрика Версавела, реструктуризация проблемных долгов в Украине является достаточно сложным процессом, зачастую отличающимся от мировых стандартов и процедур.

"Реструктуризация путем удлинения или реорганизации проблемной задолженности - очень длительный процесс, он плохо работает в Украине. Также непросто организовать смену менеджмента компании заемщика, поскольку менеджмент, как правило, связан с акционерами, с которыми бывает трудно найти взаимопонимание. В свою очередь, заемщики понимают, что в действительности кредиторы не могут рассчитывать на разрешение ситуации через суд из-за слабой судебной системы, и поэтому их дальнейшее сотрудничество с кредиторами маловероятно", - пояснил он.

ГОЛУБОЙ ОКЕАН

"У украинских банков достаточно большой объем NPL и это - факт. Но если рассматривать продажу проблемных кредитов, то какого-то рынка или широкой группы инвесторов, которые были бы активны в данном сегменте, нет. Есть только единичные сделки", - отметил глава правления ПУМБа Сергей Черненко.

Поэтому, продолжил он, столкнувшись с проблемой NPL, банк обычно прорабатывает варианты либо реструктуризации кредита, либо продажи залогового имущества. Если оценивать эти варианты по NPV (чистая приведенная стоимость - ИФ), то часто NPV реструктуризации выглядит гораздо лучше, чем NPV реализации залогового имущества. Тем не менее, банки часто используют второй вариант. Причина - непрозрачность компаний-заемщиков и их репутационные проблемы, что чревато еще большими потерями для банка в случае реструктуризации проблемного кредита.

Решение этого вопроса, считает С.Черненко, может стать хорошей основой для взаимодействия банков с инвестиционными фондами. "Экспертиза инвестфондов в корпоративном управлении и их готовность инвестировать длинные деньги, а также их репутация - все это для нас, банкиров, может сыграть стабилизирующую роль", - отметил он.

По словам исполнительного директора управляющей компании Horizon Capital Наталии Яресько, роль private equity в разрешении ситуации с NPL - попытаться возобновить нормальную деятельность и платежеспособность проблемных должников путем вхождения в их капитал.

"Компании, имеющие проблемы с кредитами, которые обусловлены недостаточной компетенцией менеджмента или определенной рыночной ситуацией, сами по себе являются потенциально здоровыми. Именно в таких компаниях мы видим себя потенциальными акционерами", - сказала она.

Вместе с тем, добавила Н.Яресько, в ряде случаев, когда встречаются такие компании, выкупить их долг и получить контроль практически невозможно. Основная причина - банковское регулирование: в настоящее время банку невозможно продать плохую задолженность кому-либо другому, кроме коммерческих банков. Кроме того, дисконт, который сейчас готов предлагать private equity фонд, намеревающийся взять на себя часть коммерческого риска, а также банк, желающий продать проблемную задолженность, сильно отличаются друг от друга.

"Если мы говорим о 50-70%-ном дисконте, то банки, особенно государственные, подразумевают 10-15%", - отметила Н.Яресько.

В то же время С.Черненко считает ограниченными возможности банков варьировать дисконтом. "К сожалению, когда общий размер проблемного портфеля весьма значителен, признание убытков по одному кредиту в группе однородных приводит к катастрофическим или большим последствиям для портфеля в целом, и это является сдерживающим фактором, который был в ряде сделок", - пояснил он.

Его мнение разделяет и глава департамента управления корпоративными рисками UniCredit в Украине Альберт Ангерсбах.

"Чтобы заинтересовать банки в сотрудничестве с private equity в совместной реструктуризации проблемной задолженности, фондам следует не просто оценивать активы по минимальной цене, но и рассматривать возможность разделить с банком и некий гудвил. Тогда все будут в выигрыше", - сказал он.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТУПОР

Вместе с тем, констатируют участники конференции, интерес private equity к NPL сдерживается не только банковским регулированием, но и рядом других факторов.

По словам Н.Яресько, основным риском для работы private equity в Украине является высокая неопределенность в отношении курса нацвалюты.

"Для фондов, деноминированных в долларах или евро, инвестиции в украинские компании, не имеющие валютную выручку, сопряжены с риском девальвации гривни. Это систематический риск, в результате которого фонды теряют до 50% своей стоимости. И он (риск - ИФ) является основной причиной незначительного числа private equity фондов в Украине", - сказала она.

Говоря о текущих сложностях, Н.Яресько отметила военные действия в юго-восточных регионах страны. "В таких условиях private equity просто не делают новые инвестиции", - подчеркнула она.

Ее мнение разделяет глава украинского офиса компании Abris Святослав Самко.

"События, которые мы наблюдали с начала этого года - смена власти, аннексия Крыма, начало военных действий, все это, конечно, не та обстановка, которая побуждает инвесторов вкладывать средства в Украину. Некоторые из них все же изъявляют осторожный интерес к определенным компаниям, которые держатся на плаву и более-менее нормально переживают кризис. Но таких инвесторов очень мало, они готовы входить в компании лишь по очень низким ценам. Большинство же инвесторов в настоящее время не готово инвестировать не только в Украину, но насторожено смотрят и на целый регион Центральной и Восточной Европы" - сказал он.

Тем не менее, как отметила Н.Яресько, Украина - очень привлекательная страна для инвестиций private equity. В ней существует много секторов и объектов, интересных для вложения средств. Фонды Horizon Capital обычно ориентируются на компании потребительского сектора и B2B, включая агросектор, добавила она.

По словам С.Самко, преимуществом для private equity в Украине является дефицит капитала в стране. "Это рынок покупателей: те компании и предприятия, которые заинтересованы в акционерном, а не банковском капитале (которого сейчас нет), вероятнее всего, согласятся на предложение продать активы дешевле", - сказал он.

Управляющий директор департамента прямых инвестиций "Драгон Капитал" Андрей Носок, в свою очередь, сказал, что Europe Virgin Fund (private equity фонд под управлением "Драгон Капитал") в первую очередь заинтересован в предприятиях потребительского сектора, машиностроения, предприятиях, обслуживающих отрасль сельского хозяйства, из TMT (телеком, медиа, технологии) сектора, фармацевтики, здравоохранения, а так также финансового сектора.

"Практически во всех этих секторах у нас уже есть инвестиции. Тем не менее, мы также готовы смотреть и на другие возможности, и из других секторов. На что мы не готовы смотреть - так это на добычу полезных ископаемых, на сильно зарегулированные рынки, а также секторы подверженные влиянию финансово-промышленных групп ", - сказал он.

За матеріалами: Интерфакс-Украина
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7206
 0,1688
0,43
EUR
1
42,8148
 0,3836
0,90

Курс обміну валют на 10.05.24, 10:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4328  0,13 0,34 39,9820  0,14 0,36
EUR 42,3788  0,16 0,39 43,1064  0,15 0,35

Міжбанківський ринок на 10.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,8100  0,29 0,73 39,8350  0,30 0,75
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес