Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Финансовую систему страны готовят к "особому периоду"

Правительство ускоренными темпами нарабатывает законодательную базу, которая позволит мобилизовать финансовые ресурсы на случай военной интервенции или введения чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. Министерство финансов подготовило и представило на заседании Кабинета министров проект закона о финансовой системе Украины в особый период (копия есть в распоряжении «Капитала»). Документ авторства министра финансов Александра Шлапака регламентирует работу всей финансовой системы и долговой политики государства. Вступление в силу норм этого закона возможно с момента объявления решения о мобилизации, в том числе и скрытой, а также с момента введения военного положения в Украине или отдельных ее частях, а действовать он будет до заключения мира. Таким образом, после принятия закона Верховной Радой правительство фактически в любое время сможет воспользоваться его нормами.

Напомним, что частичная мобилизация в Украине была объявлена 17 марта соответствующим указом и. о. президента Александра Турчинова. На 2 апреля было мобилизовано 19 тыс. военнослужащих. В понедельник, 7 апреля, в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона о необходимости введения чрезвычайного положения в Донецкой, Луганской и Харьковской областях. Хотя на пятничном заседании Кабмина премьер-министр документ завернул «из‑за недостаточно четкого определения что является особым периодом», общие положения законопроекта не вызвали у министров вопросов. Источники в правительстве говорят, что повторно документ будет вынесет на заседание Кабмина уже в ближайшее время, чтобы проголосовать его в Верховной Раде.

Бизнес-взносы

От банков правительство потребует осуществлять приоритетное кредитование предприятий, которые получат государственный оборонный заказ, и финансировать решение мобилизационных задач. Также финучреждения обязаны будут обеспечить наличностью органы военного управления. Координировать работу банков, допущенных к работе в особый период, призван Национальный банк, который при этом сам определит перечень таких финструктур.На нужды кредитования военно-промышленного комплекса смогут привлекаться средства и небанковских финучреждений. За это последним будут начислены проценты за предоставленные кредиты. Однако в проекте закона не сказано ни о том, каким образом будет рассчитываться стоимость ресурсов, ни о том, какие средства (собственные или клиентские) финучреждений будут привлечены государством. Также в документе сказано, что в день оглашения решения о мобилизации или с момента введения военного положения небанковским финансовым организациям запрещается перечисление средств за границу.

Народная помощь

Бизнес будет не единственным источником финансирования потребностей государства. Помимо добровольных пожертвований, покупки государственных ценных бумаг и лотерей, население обяжут поделится с державой и частью своих депозитов. «В случае введения военного положения и наложения моратория на выплату банковских депозитов средства клиентов, которые находятся на вкладных (депозитных) счетах в банках и средства небанковских финучреждений, которые принадлежат гражданам, могут привлекаться для удовлетворения потребностей государства путем зачисления их части в госбюджет», - говорится в документе. Какой будет эта часть, законопроект не регламентирует - она будет устанавливаться непосредственно правительством. Впрочем, принудительное отчуждение не будет бесплатной экспроприацией частной собственности - держава планирует оформить это в качестве госдолга в виде государственных ценных бумаг. Согласно данным Национального банка, на 1 марта 2014 г. средства физических лиц в банковской системе составляли 441,5 млрд грн. Такая же схема будет использована правительством и для средств фондов обязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Государственный вектор

Финансовыми ресурсами для государства в «особое время», кроме классических источников доходов в виде бюджетов всех уровней, займов и кредитов, будут собственные средства финучреждений и золотовалютный резерв Украины. Государство, в свою очередь, оставляет за собой право тотальной экономии на содержании бюджетных организаций и прекращения капитальных расходов. Также Кабмин получит право на пересмотр госзаказов на производство товаров и услуг, на сокращение расходов на природоохранные и другие меры «не имеющие решающего значения в организации отпора вооруженной агрессии», говорится в законопроекте. Все финансовые ресурсы, сконцентрированные правительством, будут направляться на потребности Вооруженных сил.

Чтобы обеспечить рост поступлений в госбюджет, правительство в одностороннем порядке может увеличивать ставки налогов и сборов, а также отменять налоговые льготы. При этом зачисление всех общегосударственных налогов и сборов будет проводиться напрямую в госбюджет. Кабмин также получит право приостанавливать обслуживание обязательств по государственному и гарантированному государством долгу.

Юристы признают, что текущую нестандартную ситуацию в Украине необходимо урегулировать соответствующим законодательным актом, однако предостерегают, что подход к такому документу должен быть крайне взвешенным и профессиональным. «Государственная система вообще и финансовая в частности не может работать в нормальном режиме, если в государстве происходит мобилизация. В цивилизованной Европе уже много лет ничего подобного не происходило и соответственно государства просто не готовы к подобным вещам. Россия оккупировала часть нашей территории, но мы не воюем. Соответственно, никакое законодательство ничего подобного не предусматривало», - констатирует старший партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко. Вместе с тем, по мнению старшего юриста ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Натальи Доценко-Белоус, законодатели должны очень аккуратно подойти к вопросу определения терминов, критериев и особенно полномочий субъектов, которые вправе вводить то или иное положение. «Цена ошибки, упущения или законодательного пробела в данном случае - необратимость экономических последствий. Это может привести к коллапсу», - опасается Наталья Доценко-Белоус.

Диана Роженцова, Вячеслав Мироненко

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,2214
 0,0059
0,02
EUR
1
42,3670
 0,0750
0,18

Курс обміну валют на сьогодні, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,9907  0,11 0,28 39,5500  0,09 0,23
EUR 42,2519  0,04 0,11 43,0159  0,04 0,09

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,1350  0,02 0,04 39,1600  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес