Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Cтремительное повышение цен на бензин грозит обострением кризиса потребления

Cтремительное повышение цен на бензин грозит обострением кризиса потребленияВ середине февраля стоимость нефтепродуктов преодолела очередной психологический барьер - 20 грн за литр. Но предел еще далеко не достигнут, ведь при долларе по двадцать шесть с лишним гривен расчет рисует 24 грн/л. А тут еще и мировые цены на нефть пошли вверх... Абсолютное большинство считает, что такую цену ни рынок, ни потребитель не потянет. Иной точки зрения придерживается, похоже, только украинское правительство, подумывающее о повышении налогов на нефтепродукты.

Беда не приходит одна. Именно так можно сказать о причинах февральского скачка цен на топливо. Безусловно, центральным фактором стал отказ НБУ от игры в многокурсие. И хотя трейдеры и ранее покупали валюту для расчетов за топливо по реальному ("черному") курсу, налоги все же считались по "дутому" официальному, и это немного сдерживало цены. Пересчет акцизов и в целом повышение курса на межбанковском рынке дали ценам основной стимул для роста.

Очередной фокус показал мировой рынок, который, казалось, надолго погрузился ниже отметки 50 долл./барр. В середине февраля котировки превысили 60 долл./барр. и даже продвинулись чуть дальше. По факту сырье в мире подорожало на 30% (в январе был отмечен минимум у отметки 45 долл./барр.).

"Мы давно не слышали столько звонков от клиентов", - говорит руководитель крупной сети заправочных станций, описывая первые часы после преодоления ценами уровня 20 грн/л. Вероятно, число звонков в ближайшее время будет только расти. При нынешних параметрах внешнего рынка и курсе доллара на уровне 28 грн стоимость бензина А-95 и дизельного топлива уже в феврале превысит 24 грн/л. Учитывая, что доллар на межбанке держится в последние дни стабильно выше и уже преодолел отметку 29 грн, весьма вероятна и круглая "дата".

Чем грозит выход на такие вершины топливных цен? Прежде всего, обострением кризиса потребления. В последние месяцы спад розничных продаж бензинов превышает 25% по сравнению с периодами годичной давности, и это была реакция на цены, значительно ниже текущих.

Не выплывет и бизнес, который напрямую зависит от объемов продаж. Для рынка нефтепродуктов, как и для любого рынка подакцизных товаров, рост стоимости всегда чреват увеличением теневого рынка. Здесь предпосылки налицо. С 2013 г. налоги в литре бензина выросли с 3,5 до 10 грн. Последний хит - 5-процентный сбор с розничного оборота подакцизных товаров, который участники топливного рынка нашли "под елочкой" в невесть откуда взявшихся поправках к Налоговому кодексу. В январе сложилась крайне показательная ситуация: сумма налогов сравнялась с закупочной стоимостью нефтепродуктов по импорту. В связи с ростом мировых цен пропорция вернулась, но внедренный по сути дифференцированный акциз все равно постоянно толкает цену вверх.

Самое интересное, что правительство постоянно критикует население за тягу к валюте, хотя само же держит деньги (акцизы) в евро. В сложившейся ситуации, которая угрожает всем - потребителям, бизнесу и, в конечном итоге, бюджету, необходимо всерьез рассматривать возможности снижения налогового пресса. Тем более что правительство постоянно в выигрыше, почти как казино. Последний пример - широко анонсируемые правки в бюджет на 2015 г. В них правительство закладывает курс 21,7 грн за доллар, хотя по факту уже 28 грн. Что это значит для топлива? При расчетном курсе акциз на бензин составит около 5000 грн/т, а по факту его сегодня уплачивают в размере 6140 грн/т. А при курсе 17 грн за доллар, как ранее уверял Арсений Петрович, опровергая декабрьские слухи о 22, акциз составил бы и того меньше - около 3880 грн/т. Для справки: в "благополучном" 2013-м акциз на бензин равнялся 2000 грн/т.

Так, может, пора установить акциз в гривне, раз вы так уверены в названном курсе? Получается, что трепать языком чиновникам ничего не стоит, а для потребителя такие "погрешности" в прогнозах - до
2 грн на литре только за счет девальвации. Кстати, упомянутый 5-процентный налог незаметно добавил ценам еще более 1 грн/л.

Любой намек на снижение налогов в Кабмине воспринимается в штыки, а сейчас, говорят, особенно агрессивно. Хотя беда не в самих налогах, а в неспособности их собирать. Снижение акцизов могло бы поддержать потребление, а значит, обеспечить приток средств в казну. Но для этого необходимо максимально ужесточить контроль над оборотом нефтепродуктов, а с этим большие проблемы. Участились в последнее время сигналы участников рынка о контрабандных поставках нефтепродуктов через морские порты в Очакове, Николаеве, Измаиле и Рени. А ведь это не иголки в стоге сена. Под самым носом фискальной службы - в Переяславе-Хмельницком и Василькове Киевской области - продолжают работать крупнейшие узлы получения сырья и присадок для выпуска моторных топлив. И сколько фискалов этим "носом" не тыкали в карты и таблицы, производство бодяги цветет и пахнет. Разумеется, в таких условиях намного легче задрать налоги, чем заморачиваться поиском контрабандистов и бодяжников, к тому же щедро одаривающих руку берущего.

Между тем по рынку пошли разговоры о том, что правительство рассматривает возможность дальнейшего увеличения акцизного сбора на нефтепродукты, которое необходимо для компенсации... снижения ренты на добычу нефти (это той, которую, по словам Яценюка, Коломойский и Ахметов должны были платить с удовольствием). Поговаривают, что днепропетровский губернатор своим отказом платить по бюджетным счетам таки убедил премьера в неприемлемости ставок ренты. Если это произойдет, то будет означать, что потребители топлива вновь заплатят за крупный бизнес. А учитывая, что действия премьера все чаще совпадают со взглядами куратора "Укрнафты", вероятность такого сценария не выглядит фантастической.

Сергей Куюн

За матеріалами: Зеркало недели
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,1153
 0,1948
0,49
EUR
1
43,4910
 0,1773
0,41

Курс обміну валют на 24.05.24, 10:43
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7750  0,14 0,34 40,2992  0,15 0,36
EUR 42,9769  0,08 0,18 43,7704  0,12 0,27

Міжбанківський ринок на 24.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,0500  0,18 0,46 40,0650  0,16 0,41
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес