Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Бензин будет, но с качеством – беда

Акцент. Первый деловой канал

Гость студии - Сергей Куюн, директор консалтинговой группы "А-95"

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Зона свободной торговли с Евросоюзом дешевых иностранных автомобилей для украинцев увы не даст. Мы надеялись, что железный таможенный занавес после подписания данного договора рухнет. Однако на автомобильном рынке Украины вряд ли что-то измениться - прогнозируют во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров. Ведь кроме ввозной пошлины ни одной из составляющих ценообразования не уменьшится. Да и сама пошлина будет снижаться постепенно, и весьма незначительно. Так что пока будем продолжать ездить на дорогих авто. А в данной программе поговорим о топливе, которые в эти автомобили заливают. Качество бензина в Украине проблема давняя и серьезная - это и фальсификат, и уже устаревшие нормы, срок действия которых в нашей стране почему-то регулярно продлевают. Кабинет министров разрешил реализовывать дизель и бензин качества Евро-2 до января 2015 года. Правда, разрешил не всем. У нас в студии директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. И вот об этом и не только мы поговорим с ним более подробно. Власть декларирует евроустремления, и даже подписала ассоциацию с Европейским Союзом, в которой предусмотрен переход на европейские стандарты. Но, тем не менее, мы знаем, что в Евросоюзе действуют стандарты на топливо Евро-5 и даже Евро-6, а у нас тем временем продлеваются стандарты Евро-2. Возникает, по-моему, логичный резонный вопрос, почему? Как считаете?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "В конце концов, Евро-2 это тоже евростандарт. Правда в Европе он закончил хождение в 99-м году. Но в данной ситуации, нужно, конечно, было сделать исключение для предприятия, потому что для предприятия Шабелинский газоперерабатывающий завод, который входит в состав государственной компании Укргаздобыча, и на котором не было проведено надлежащих работ по модернизации. Поэтому топливо, которое он производит, отстает по качеству от современных стандартов. Однако, надо признать, что во-первых, очень сильно... Это топливо в последние годы завод вынужден был экспортировать из-за того, что оно не проходило по стандартам в Украине. Конечно же, это менее ликвидный канал продаж, нежели реализация на внутренний рынок".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Сейчас мы будем реализовывать на внутреннем рынке?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Да, сейчас я думаю, это топливо будет реализовываться на внутреннем рынке. Тем более, что есть потребитель у такого топлива. В частности, на то же дизельное топливо есть стандарты Евро-3, которые производит этот завод. Сегодня можно закладывать например на нужды того же Министерства обороны. То есть, например, танку или бронетранспортеру такой стандарт даже ближе чем современные стандарты. По бензину, там небольшие объемы его производства. И там тоже есть транспорт, который потребляет данное топливо. Поэтому в целом, безусловно, нельзя сказать, что это шаг назад. Это исключение для одного предприятия, для предприятия государственного. Потому что действительно, финансовое состояние Укргаздобычи крайне плачевное. И то, что сделали такой шаг навстречу, в целом, наверное, с учетом ситуации, которая сегодня есть, решение, скажем так, логичное и может найти понимание".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Но тем не менее, у нас есть технический регламент по требованиям к автомобильному безнинам, дизельному, судновому и котельному топливу. И этим регламентом все равно рано или поздно предусмотрен отказ и от Евро-2, и от Евро-3, и так далее. То есть придется все-тики модернизировать производство, есть на это деньги, нет?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Безусловно, это только первый шаг. Он временный, и, конечно же, данный завод нуждается в инвестициях. Но по меркам этой отрасли достаточно небольших. То есть можно его привести в порядок, получить еще одно производство внутри страны. Но в последние годы, к сожалению, то, что он производит плохое топливо ведь не новость. Но до последнего времени завод находился в управлении, скажем, определенной финансово-промышленной группы, госпредприятия, которая, конечно, при таком подходе, не была заинтересована в его модернизации. То есть оно не представляло интереса государства. Зачем тратить деньги на государственное имущество, если можно эти деньги как-то... Распорядиться ими по-другому. Поэтому, безусловно, условием такого проявление стандартов должно быть, конечно же, инвестиционная программа по выводу этого топлива на нормальный уровень качества. Это все можно делать. Но этого шага государству мало. Почему проблема, потому что газ свой, она сегодня продает государству по 420 гривен с НДС за 1000 кубометров. Тогда как правительство платит россиянам 5000 гривен за такой же природный газ. То есть мы платим Газпрому, кормим Газпром и убиваем свою государственную компанию, крупнейшего газодобытчика. Поэтому, конечно же, необходимо пересматривать цены внутренние на природный газ. И этих средств должно хватить, в том числе, и на модернизацию производства по выпуску нефтепродуктов. Это тоже очень важно".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Импорт топлива стандарта Евро-2 в Украине уже не действует, насколько я знаю, а вообще какой процент рынка сейчас занимает такое топливо, либо будет занимать после продления действия до января 2015 года?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Завод этот маломощный. Его доля рынка порядка 3 %".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: То есть погоды особо не сделает?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Речь не идет о том, что это массово будет производство такого топлива. Но для одного отдельно взятого предприятия, то есть в условиях, когда основная производимая продукция, то есть природный газ убыточна для Укргаздобычи, производство нефтепродуктов и сниженного газа позволяет хоть как-то оставаться на плаву. То есть вот сделали шаг навстречу, чтобы хоть как-то улучшить финансовое состояние компании".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: О качестве поговорим чуть позже. Сейчас хотелось бы о стоимости, потому что наблюдаем некий парадокс. Нефть на мировом рынке дешевеет. Тем временем бензин в Украине дорожает. По вашему мнению, проблема в нефтепереработчиках, которые хотят на этом заработать, либо что-то еще? Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию? Почему так?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Действительно, недавно и июне мы видели очень серьезный взлет цены. И это привело к определенной корректировке цен на внутреннем рынке. В частности топливом из нижнего ценового диапазона вынуждены были цены приподнять. Сейчас идет откат цен мировых. Но надо отметить, что идет снижение цен на нефть. Тогда как Украина покупает преимущественно нефтепродукты, а они так пока не дешевеют к сожалению. Но я думаю, что если все-таки по нефти такая ситуация сохраниться, то нефтепродукты тоже должны присесть. И есть осторожный оптимизм по поводу того, что может быть в августе цены на топливо и в Украине немножко охладятся".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Немножко, речь идет о нескольких копейках?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Речь идет не о гривнах, речь идет о том, что это 20-30 копеек, 40, может быть такая корректировка. Для более глобальных изменений, в частности снижения необходимо 2 условия. Либо возврат курса доллара к прежней отметке, либо повышение уровня благосостояния граждан для приобретения топлива по новым ценам. Но, к сожалению, ни тот ни другой вариант в обозримой перспективе не просматривается. Поэтому, очевидно, что нынешнее шокирующие цены на бензин и дизельное топливо будут сохраняться и далее".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Есть еще один немаловажный аспект. А именно что газовым проблемам Украины, похоже, теперь добавляются еще и бензиновая. И она привнесена нам не извне, а спровоцирована во многом действиями новой украинской власти. Сейчас объясню, о чем идет речь. По вашим словам, сейчас на границе скопилось около 750 цистерн с бензином, которые не могут попасть к украинским потребителям. И виновато в этом новое руководство страны, которое внезапно изменило таможенные правила для импортного топлива. Чем это нам грозит? Если проблема не будет решена в ближайшие дни.

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Вся украинская власть, наверно все-таки, не нужно ее... Она в этом не виновата. Действительно имеет место, на мой взгляд, просто халатное отношение к своим служебным обязанностям со стороны чиновников Министерства Энергетики и угольной промышленности. Характерно, с чем связана проблема? Проблема связана со вступлением в силу технического регламента по качеству топлив, о котором вы упомянули. Действие этого регламента было введено постановлением ровно год назад. То есть 10 июля прошлого года стало известно о том, что через год вступает в силу новый техрегламент".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: И года нам не хватило, для того, чтобы к этому подготовится?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Года не хватило ни на что. То есть, не разработаны ни порядок аккредитации лаборатории, ни порядок получения сертификатов и деклараций качества топлива. И так далее, и так далее. Буквально в июне участники рынка предупреждали чиновников о том, что может возникнуть проблема. На что чиновники сказали - все будет нормально. И вот в первый же день рынок остановился. Что такое импорт топлива сегодня? Это 85 % ринка. Конечно, таможенники, которые получили уже новый порядок, согласно нового техрегламента оформления грузов, не могли пропустить топливо, поскольку рынок или трейдеры, импортер не мог дать ему тех документов, которые требовались. А документов нельзя дать, потому что нет инструкции от профильного министерства. Поэтому вот такая рукотворная проблема. Тоже была достаточно серьезная, потому что сегодня мы видим, какая жара. Топливо скапливается на железнодорожных путях, под открытым солнцем, ситуация малоприятная. При том, что в прошлом году было то же самое".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Некоторые энергетические эксперты говорят о возможной даже катастрофе в этом сегменте, о том, что у нас может быть и дефицит бензина, и бензин может существенно подорожать. И рисуют, в общем, не очень радужные перспективы. По вашему мнению, насколько все серьезно?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Я не разделяю таких мрачных прогнозов. Действительно, была проблема. Слава богу, чиновники отбросили свои позиции и аргументы. И в этот понедельник совместная группа в составе чиновником Минэнерго, Государственной фискальной службы, Таможенного комитета, и участников рынка, вместе разработали текст пояснения, приказов, которыми, по сути, было возобновлено оформление нефтепродуктов по старым правилам. Поэтому, сейчас все уже поехало, все импортируется. Рынок снова заработал".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Это временная мера по старым правилам?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Временная, но я надеюсь, что этого урока, который рынок может и потребитель не заметит, но для трейдеров из-за простоев он вылился в достаточно емкие суммы, я надеюсь, что все-таки этого урока будет достаточно, чтобы понять серьезность ситуации, и сделать правильные выводы".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Последний вопрос, он тоже будет касаться качества топлива, которое продают в Украине, законодательно запрещена продажа топлива ниже, чем стандарт Евро-2. Но, тем не менее, от участников этого рынка время от времени можно услышать такие оценки, что мошенники умудряются нарушать даже этот запрет. Что у нас сейчас с качеством вообще происходит? И насколько оно снизилось за последнее время?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Здесь ситуация, если в предыдущем вопросе не было основания для паники, для мрачных каких-то прогнозов, то здесь, конечно, ситуацию, иначе как катастрофической не назовешь. Что происходит? Происходит то, что топливо этой весной подорожало в 1,5 раза, пропорционально темпам девальвации национальной валюты. К чему приводит дороговизна? К тому, что на рынке появляется масса подделок. И чем выше цена топлива, тем выгоднее продавать различного рода фальсификаты. Это знают все. И участники рынка спиртовой отрасли, и так далее, и так далее. Поэтому то же самое мы видим и сейчас. Те анализы, которые мы проводим экспертизы, они просто шокируют. Потому что в ход идет все сегодня. Компоненты дизельного топлива, отработанное масло, метанол, биоэтанол, все, что горит, сегодня все льется в баки автомобилей. Притом в Киеве в том числе".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Как-то можно прекратить эту позорную практику? Может быть законодательно, ужесточить штрафы, участить проверки?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Безусловно, нужно этим заниматься. Государству нужно понять, что это вопрос даже не потребителя. Это вопрос огромных потерь государственного бюджета. Во всей Европе, где рекордные акцизы в мире, проверки качества топлива направлены главным образом на полноту уплаты акциза, а не то, чтобы защитить потребителя. Потому что очень большие налоги в Украине - это тоже самое. Но от чиновников приходится слышать: "ой, мы не готовы тратить деньги на контроль". Разве это контроль? Это просто мероприятие по увеличению платы налогов. Потому что в бодяжном топливе нет налогов никаких. И тут и фискалы должны это понимать, и потребитель тоже должен понять, что не может быть так, что на одной колонке... Разница в 1 гривну и более, на этом рынке ее не может быть".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: То есть если мы видим такую разницу, это уже подозрительно?

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы "А-95": "Если мы говорим о качественном топливе, то все его покупают из одних и тех же источников. И цена между ними розниться на 2-5 долларов. Тогда как гривна это 150 долларов на тонне. Такого не может быть. Цена должна настораживать".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Да, скупой платит дважды.

За матеріалами: FBC.net.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на вчора, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес