Фінансові новини
- |
- 04.01.25
- |
- 00:19
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Непредсказуемость отпугивает инвесторов от инвестиций в украинский шельф
13:35 13.06.2013 |
Добыча газа со дня моря осталась для Украины практически единственной возможностью обеспечить себе энергетическую независимость. Но, как отмечает "Инвестгазета", для этого потребуются десятки миллиардов долларов и технологии, которых пока в стране нет.
В конце 2013 года один из регионов Украины сможет полностью отказаться от экспортного российского газа: «Черноморнефтегаз», поставляющий все добытое топливо потребителям Крыма, добудет 1,85 млрд. кубометров газа. Его хватит на все нужды АРК», - заявил в конце мая зампредправления НАК «Нафтогаз» Валерий Ясюк. В дальнейшем компания, рассчитывающая добывать к 2016 году 5 млрд. куб м газа в год, планирует обеспечивать топливом южные области Украины.
Из всех возможностей обеспечить энергетическую независимость страны - строительства LNG-терминала, добычи сланцевого газа, реверса из Европы и наращивания собственной добычи - два последних оказались наиболее реальными. Правда, реверс традиционно вызывает протесты «Газпрома», не желающего терять гарантированный и энергоемкий рынок Украины. Причем тут у российского монополиста есть аргументы. Например, факт того, что реверсом в Украину зачастую поставляется российский газ через другие страны.
Против освоения шельфа не может возразить никто, поэтому Министерство энергетики и угольной промышленности, ранее относившееся к добыче углеводородов на шельфе «постольку поскольку», сейчас считает это направление одним из основных способов сократить закупку газа в РФ. Если в 2011 году на шельфе было добыто чуть больше 1 млрд. кубометров голубого топлива, то на 2015-й в планах - уже 3 млрд.
И это далеко не предел. По оценкам НАК «Нафтогаз Украины», потенциальные ресурсы шельфа превышают 3,5 трлн. кубометров. Соответственно, увеличить добычу в ближайшие пять-десять лет вполне реально - особенно, если начнется освоение глубоководной части территориальных вод.
На мелкоте
Единственная компания, которая сейчас работает на шельфе, - это «Черноморнефтегаз». Остальные - Vanco Prykerchenska Ltd. (Прикерченский участок) и ExxonMobil (Скифский участок) - пока только говорят об освоении шельфа. «Последние годы были потрачены на арбитражные разбирательства, а не на реализацию проекта. За исключением теоретических (бумажных) исследований Vanco Prykerchenska Ltd. еще не начинала фактическую разведку участка», - сообщили «Инвестгазете» в ДТЭК, который владеет акциями Vanco Prykerchenska. По данным корпорации, суммарные ресурсы углеводородов на Прикерченском участке могут достигать трех миллиардов баррелей в нефтяном эквиваленте, но пока это не имеет фактического подтверждения.
Доля разведанных участков шельфа не превышает 4% от их общего объема. Кроме того, пока что осваивается исключительно «мелкая вода»: по данным НАК «Нафтогаз», существующее оборудование позволяет бурить на глубинах до 120 метров. «Выход на «глубокую воду» потребует принципиально иного сопровождения, включая контроль безопасности и ликвидацию аварий. В Украине таких технологий пока нет», - говорит зампредседателя Экспертного совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Леонид Униговский.
Но и в нынешних условиях «Черноморнефтегаз» активно наращивает добычу. В первую очередь - за счет освоения Одесского месторождения, расположенного в 155 километрах от крымского побережья, запасы которого оцениваются в 22 млрд. кубометров газа. Открыто оно было еще в конце 1980-х, однако промышленная добыча топлива там началась только в 2012 году, когда на месторождении была установлена одна из «вышек Бойко» - плавучая буровая установка «Петр Годованец». Она и ее «сестра» - «Независимость» - в 2011 году стали фигурантами одного из самых громких коррупционных скандалов, после того как было обнаружено, что одна из них была куплена за $400 млн. не непосредственно у завода Keppel, а через посредника - британскую Highway Investments Processing. Несмотря на все это, только «Петр Годованец» дал возможность «Черноморнефтегазу», не отвлекая уже имеющиеся установки от освоения других месторождений, дополнительно добыть 200 млн. куб. м природного газа.
«К концу 2013 года использование буровой позволит дополнительно добывать 500 млн. кубометров природного газа, а к концу 2014-го - 1,5 млрд. куб. м, что позволит сэкономить на закупках импортного топлива $600 млн. и окупит платформу за два года работы», - заявил Валерий Ясюк.
Сейчас «Черноморнефтегаз» работает над освоением Безымянного месторождения, запасы которого оцениваются в 3 млрд. кубометров. Кроме того, в «Нафтогазе» рассчитывают, что в ближайшие годы и другие компании начнут осваивать шельф - хотя бы в тандеме с «Черноморнефтегазом». По данным НАК, с целью привлечения инвестиций и внедрения технологий сейчас ведутся переговоры с RWE, ExxonMobil, Shell, Eni и даже «Газпромом». Также о своем интересе к украинскому шельфу заявлял «Лукойл», совместно с «Роснефтью» осваивающий российскую часть азовского шельфа. Такое сотрудничество особенно важно для освоения глубоководной части территориальных вод, богатых запасами углеводородов. В частности, запасы площади Палласа оцениваются в 175 млрд. кубометров газа. В целом, по разным оценкам, запасы глубоководного шельфа Украины могут составлять от 4 до 13 трлн. куб. м газа.
Газовая лотерея
Отпугивает инвесторов от инвестиций в украинский шельф прежде всего его непредсказуемость. По данным ДТЭК, коэффициент успешности разведочного бурения составляет около 17-20%. Другими словами, вероятность неудачи составляет более 80%. При стоимости глубоководной разведочной скважины около $150 млн. «лотерея» выходит недешевой. «Само освоение (процесс выкачивания газа. - Ред.) стоит до 1% от суммы затрат на бурение и эксплуатацию скважины. В морских условиях (зависит в основном от глубины моря и бурения) затраты колеблются в очень широких пределах - от $1 млн. на 1000 м проходки до $10 млн.», - рассказывает Униговский. По его словам, окупаемость или эффективность скважины вообще оценить невозможно. При освоении месторождения с запасами 10 трлн. куб. м можно пробурить десяток «пустых» скважин, и это никак не повлияет на эффективность проекта. Если же запасов всего 1 млрд. куб. м, бурение даже одной скважины, скорее всего, будет убыточным.
По опыту авторитетных компаний, таких как, к примеру, норвежская Statoil или британская BP, «точка безубыточности» наступает не ранее чем через семь лет, а в основном - через 12-15 лет. По словам специалистов ДТЭК, только этап разведки на Прикерченском участке может занять около восьми лет, и за это время сумма инвестиций в проект может составить около $1 млрд. Если при проведении разведки будут открыты промышленные запасы углеводородов, то дополнительные инвестиции для успешной реализации программы разработки и добычи могут составить $15-20 млрд.
Другой вопрос - куда девать добытый газ. Сейчас все топливо с разрабатываемых месторождений по трубопроводам поступает на полуостров, где его избытки закачиваются в Глебовское ПХГ. Мощности его активного хранения сейчас покрывают только текущую добычу газа - 1 млрд. кубометров единовременно - и в перспективе могут быть расширены до 3 млрд. Если добыча будет расти и дальше, компаниям придется придумывать новые способы сохранять добытое топливо. По оценкам экспертов, это может быть и автоматическое сжижение на платформах, и поставка на материк по трубопроводу Армянск - Джанкой, построенному компанией «Зангас» Дмитрия Фирташа. Кроме того, «Черноморнефтегаз» готовит проект строительства завода по переработке газа и выпуску пропан-бутана. Как рассказал «Инвестгазете» начальник управления подземного хранения газа «Черноморнефтегаза» Олег Гринь, уже разработано ТЭО и сейчас идет комплектация предприятия. В конце года его начнут строить, а в 2015-м завод станет выпускать пропан-бутан и сжиженный газ - при переработке 1 млрд. кубометров природного газа в год планируется выпускать примерно 50 тыс. и 18 тыс. тонн соответственно.
В целом, если разработка шельфа будет идти даже нынешними темпами, Украина скоро сможет стать лидером в Черноморском бассейне по добыче морского газа, потеснив Румынию, добывающую 4,9 млн. тонн в сутки. По прогнозу Валерия Ясюка, с нынешних 4 млн. тонн в сутки украинская добыча на шельфе уже к концу этого года может вырасти до 6 млн. тонн.
Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий о:
Добыче сланцевого газа
Сейчас идет геологическое изучение площадей, ведется бурение второй скважины Shell совместно с «Укргазвыдобуванням», заложены основы добычи как традиционным способом, так и за счет изучения разрезов по сланцевому газу.
Реверсе газа из Словакии
С 15 мая мы начали обмен информацией со Словакией, тестовый режим закончится в середине недели (прежний срок - 31 мая. - Ред.). Потом будет встреча со словацкими коллегами - компанией Eustream, и мы рассчитываем, что по результатам встречи будет подписано соглашение, по которому мы получим возможность осуществлять реверсные поставки.
Роли разработки шельфа
Если мы говорим о традиционной добыче газа, то основная роль по увеличению добычи возлагается на черноморский шельф. Мы разведали только 5% от того, что есть в территориальных водах страны. И рассчитываем, что собственными силами с привлечением инвестиций крупных компаний в ближайшие пять-десять лет дойдем до 50%. «Черноморнефтегаз» - базовое предприятие, и в контрактах с потенциальными инвесторами мы будем пытаться задействовать наш потенциал, привлекая его как сервисную или подрядную организацию.
Покупке новых платформ
Однозначно это необходимо для того, чтобы развивать глубоководные месторождения. Финансовый план НАК предполагает покупку двух новых платформ. Мы проведем переговоры, заключим контракты, и на протяжении полутора-двух лет они будут готовы. В мире сейчас активно идет освоение шельфа, и то, что мы легко купили предыдущие, - это везение. Просто из-за кризиса потенциальные покупатели отказались от этих платформ.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :