Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Председатель ГФС Роман ​Насиров констатирует 56 млрд гривен задолженности бизнеса по уплате налогов

18:01 16.03.2016 |

Економіка

 

2015 год был запоминающимся в плане кадровых перестановок и событий в Государственной фискальной службе. Это полная смена руководства ГФС, и назначение руководителем Одесской таможни человека без опыта в этой сфере.

В конце прошлого года парламентом был принят ряд изменений в Налоговый кодекс, среди которых снижение ставки ЕСВ со средних 41% до фиксированных 22%. Об этом и об администрировании налогов, а также о судебных тяжбах с крупными налогоплательщиками Українські Новини поговорили с председателем ГФС Романом Насировым.

Как проходит реформа ГФС? Сколько сотрудников в данный момент прошли проверку на благонадежность?

Реформа идет полным ходом. И это не только проверка сотрудников на благонадежность. У нас есть четкий план действий, по которому мы движемся. Определены приоритетные функциональные направления деятельности ГФС, есть понимание тех результатов, которых мы хотим достичь к концу года. В приоритетах - администрирование налогов и сборов, своевременное возмещение НДС, юридические вопросы, например, внедрение одноуровневой системы апелляций, развитие электронных сервисов для налогоплательщиков, борьба с коррупцией. Новая кадровая политика - также одно из важных преобразований в ГФС. Тут и оптимизация штата, и отбор людей по совершенно новым для службы методикам, в том числе с помощью тестирования, о котором Вы спрашиваете.

Тестирование уже прошли около тысячи человек, а если быть точным - 952. Это руководители всех уровней в Центральном аппарате и ключевые руководители в регионах. Мы бы хотели расширить круг тестируемых, разработать свои тесты. И мы к этому придем. Но изначально нам было важно использовать признанные в мире методики, и чтобы оценку персонала проводили независимые HR-эксперты. Тестируем мы не только на благонадежность, мы также оцениваем профессионализм и лидерские качества руководителей. При необходимости сотрудники проходят дополнительное собеседование в департаменте внутренней безопасности и проверку на полиграфе.

То есть тест на полиграфе проходят сотрудники, не прошедшие проверку на благонадежность?

Нет такого понятия, прошли или не прошли. Тест дает нам информацию, которая помогает принять решение. У нас есть должности с высокой долей риска. Нам будет комфортно, если эти сотрудники пройдут тест на полиграфе. Если в целом тестирование прошло хорошо, и мы довольны сотрудником, но тест на благонадежность выявил риски, то мы все равно предлагаем пройти дополнительное исследование на полиграфе, чтобы быть на safe side (безопасной позиции). Естественно, невозможно проверить таким образом всех, это селективное тестирование для тех, у кого выявлены факторы риска во время первого этапа.

Какая сейчас численность службы, сколько сотрудников уже уволены и какие планы по сокращению сотрудников до конца года?

58 тысяч - это штатная численность, которая была. На сегодняшний день план по оптимизации выполнен на 53%. К концу марта мы планируем максимально ее закончить, т.е. завершить процесс перевода и сокращения большей части сотрудников, но с учетом выполнения требований законодательства относительно отработки 2 месяцев. В результате в составе ГФС должны остаться чуть более 41 тысячи человек.

Расскажите о ситуации с руководителем ГФС Киева Людмилой Демченко. В декабре суд восстановил ее в должности в связи с тем, что она не подпадает под критерии закона о люстрации. Продолжит ли она работать в ГФС?

Она восстановлена в должности по решению суда. Кроме решения суда было еще исполнительное производство. Мы как законопослушная организация обязаны были восстановить ее в должности. В данный момент она работает в Фискальной службе.

Ваш экс-заместитель Константин Ликарчук подавал в суд на Кабинет Министров иск о восстановлении его в должности. Подавал ли в суд он на Вас и Фискальную службу?

Даже не интересуюсь. У меня элементарно нет на это времени.

В ноябре Вы заявили, что до конца 2016 года будет назначен заместителем председателя ГФС по вопросам таможни иностранец. В данный момент эта должность остается вакантной. Будет ли проведен конкурс? Когда может быть реально назначен человек на эту должность?

Этот процесс идет с сентября прошлого года. Позиция Минфина и наша позиция сходятся в том, что на этой должности должен быть профессиональный таможенник. Очень хорошо, если он будет иметь опыт работы в европейских таможнях. Не обязательно, чтобы это был иностранец. Мы ведем переговоры с потенциальными кандидатами. Не забывайте, что условия на государственной службе специфические. Надо быть гражданином Украины или быть готовым принять гражданство и стать госслужащим. Кто-то к этому не готов, потому что усиливается контроль, или не готов нести политические риски в условиях нестабильности. Ну и важный фактор - это компенсация, то есть зарплата.

Какой оклад у заместителя председателя ГФС?

Порядка 5,3 тыс. гривен. У рядового сотрудника, работающего в региональном подразделении, размер оклада составляет 1 378 гривен. Если мы приглашаем человека с европейской таможни, то это несравнимо с той зарплатой, которую он получает дома, и на которую он может прожить.

Допустим, мой оклад 7 тыс. гривен, умножаем на 12 месяцев - это менее 100 тыс. гривен в год. Надо работать 9 лет для того, чтобы получить то, что руководитель крупной госкомпании получает в месяц. Например, руководитель большой государственной компании получает порядка 950 тыс. гривен в месяц.

Это и формирует дисбаланс, и выступает демотивирующим фактором. На самом деле, плохо не то, что у них большие зарплаты, а то, что у нас маленькие.

Замминистра финансов Елена Макеева утверждает, что существует угроза жизни на должности заместителя председателя ГФС по вопросам таможни. Это так?

Да, это небезопасная работа.

По поводу фонда оплаты труда ГФС. Будут ли увеличены зарплаты сотрудникам вследствие сокращения штата?

Нам удалось оставить тот же фонд оплаты труда, и за счет высвободившихся средств мы немного повысим зарплаты сотрудникам ГФС.

Будете просить увеличить финансирование ГФС?

Мы просим об этом постоянно.

А на сколько?

У нас расходная часть составляет 4 млрд гривен, 95% - это зарплата. Исходя из наших расчетов, нам необходимо 10-11 млрд гривен. Это нужно для того, чтобы обеспечить адекватную оплату труда, иметь минимальные средства на модернизацию и хозяйственную часть. Мы имеем срочную потребность в IТ-модернизации. Все электронные сервисы, которые мы запустили и запускаем - а это и система электронного администрирования НДС, и электронный кабинет налогоплательщика, и система электронного администрирования реализации топлива и другие - должны обслуживаться надежными, мощными и адекватными системами.

По вопросу "Укргаздобычи" Вас вызывали в Антикоррупционное бюро как свидетеля?

Я не могу это комментировать.

На каком этапе реализации находится проект по реконструкции пунктов пропуска на границах с Польшей, Венгрией, Румынией и Словакией?

Мы восстановили несколько грантов, которые выделялись с 2012 года. Их было около 8. ЕС фондировал 90%, а украинская сторона всего 10%. Эти проекты были рассчитаны на три года. К моему приходу они все заканчивались. Но нам удалось их продлить за второе полугодие 2015 года.. В данный момент мы начали работы по трем таможенным пунктам пропуска: в Черновицкой области и двум во Львовской области.

Какая ситуация на линии разграничения в зоне АТО?

На линии разграничения нет таможен, это не граница. У нас там контрольные пункты въезда-выезда. Там работает спецподразделение Фискальной службы "Фантом". Они выполняют функцию контроля за пересечением товаров на линии разграничения в зоне АТО.

Вы говорили, что выявлены банки, использовавшиеся в схемах конвертации.

С начала года мы прекратили деятельность 16 конвертационных центров. Конвертаторы не могут работать без банков. Я не могу обвинять все банки, но и не могу назвать конкретные банки, пока следствие не закончено. Совсем не обязательно банки вовлечены в конвертационные схемы на уровне руководства или собственника. Могут быть отдельные клерки, которые точно в курсе, чем занимается недобросовестное предприятие, являющееся их клиентом.

Под следствие пойдут мелкие сотрудники банка?

За содействие или бездействие. Об этом будем дополнительно информировать.

В октябре руководителем Одесской таможни была назначена Юлия Марушевская. Она обещала за 100 дней провести масштабную реформу. Довольны ли Вы ее работой?

В Фискальной службе десятки тысяч сотрудников. Быть довольным всеми невозможно. В Одессе нам важна была комплексная поддержка правоохранительных органов, включая милицию, прокуратуру, СБУ и администрацию. Нам приходится реализовывать пилотные проекты, экспериментировать.

Одесская таможня, если брать результаты января-февраля 2016 года, это только 6% от общей суммы таможенных поступлений. Хотя там находится один из основных портов. Большая часть грузов, идущих из Азии, приходит в Одессу. Не менее важны западные таможни: Волынская, Львовская, Закарпатская. Очень важны Киевская областная и городская, Днепропетровская. Днепропетровск собирает больше денег, чем Одесса.

Если за январь-февраль этого года Одесса собрала 1,9 млрд гривен, то Днепропетровск - почти 2,3 млрд гривен, а Киевская городская таможня - 4,87 млрд. гривен, Киевская область - 5,37 млрд гривен.

В Верховной Раде был зарегистрирован законопроект об отделении таможни от Фискальной службы? Как Вы оцениваете эту инициативу?

В Верховной Раде много законопроектов. Есть законодательное право, и субъекты этого права им пользуются. На наш взгляд, нецелесообразно для страны на сегодняшний день отделять таможенное направление от налогового. Глобальный опыт показывает, что за последние 5 лет многие страны идут именно на объединение - это оптимизация работы, сокращение кадров, процедур, усиленный контроль, синхронизация баз данных.

Есть ли в данный момент просрочка по возмещению НДС? Сколько средств уже возмещено с начала 2016? Сколько ГФС планирует возместить в 2016?

На сейчас актуальный долг составляет 10,5 млрд гривен. У нас нет просроченной задолженности, кроме небольших технических сумм. В месяц мы возмещаем порядка 8 млрд гривен. Очередь составляет около 1,5 месяцев.

За январь-февраль при сумме, задекларированной к возмещению, в размере 13,6 млрд гривен, мы возместили почти на 3 млрд больше - 16 млрд гривен.

Процесс возмещения НДС сегодня полностью прозрачен. У нас на сайте можно ознакомиться с реестрами заявок на возврат НДС. В реестре указаны: дата подачи заявки, название предприятия, сумму, заявленная к возмещению.

Планируются ли еще какие-либо инициативы законодательного изменения по ГФС?

Инициатив много. Например, увеличение количества моих заместителей. Их необходимо минимум пять. Также мы хотим прийти к тому, чтобы фискальная служба стала одним юридическим лицом. Мы уже сократили количество инспекций с 318 до 168, с учетом офисов крупных плательщиков. Для дальнейшего сокращения необходимо изменение законодательства. Еще один важный шаг - сокращение уровней апелляций с трех до одного.

Какой размер задолженности "Укрнефти" по оплате налогов? На каком этапе находятся судебные разбирательства относительно данной задолженности? Насколько высока вероятность внесудебного решения и реструктуризации задолженности?

На сегодняшний день общая задолженность компании "Укрнефть" составляет 10 млрд гривен. Есть достаточный налоговый залог. Было несколько судебных баталий. Недавно закончился еще один суд в Высшем административном суде, решение которого принято в пользу Государственной фискальной службы. Кроме того, мы выиграли еще один региональный суд в Ахтырке. По нему начали подавать инкассо в банки на списание средств со счетов. Не ожидаем, что у "Укрнефти" будет достаточно денег на счетах, потому что цена на нефть значительно упала. На сегодня им будет трудно, и даже невозможно, погасить существующую задолженность. Мы, в свою очередь, обращались к руководству компании с предложением рассмотреть все возможные варианты погашения долгов. Мы не можем предлагать рассрочку от себя, для этого нам нужна обоснованная заявка компании - в какой срок, из каких источников и как она будет выплачивать просроченную задолженность.

Какие еще компании ведут переговоры о реструктуризации?

Компаний много. Есть задолженность, "висящая" годами. На сегодняшний день общая сумма задолженности бизнеса перед бюджетом - порядка 56 млрд гривен. Здесь и банкроты, и долг реального сектора экономики. Мы не хотим ее просто так списывать. Много задолженностей у госкомпаний, у шахт, некоторые из них обоснованы, они в зоне АТО. Некоторые компании в добывающих сферах обращаются за рассрочкой на 2-3 месяца. Ставка для рассрочки составляет 36%.

Каким компаниям дали рассрочку?

Их достаточно много. Из крупных была та же "Укрнефть". Когда мы договорились в августе, они 1,5-2 месяца выполняли свои обязательства. Потом не выдержали условия рассрочки, и мы этот договор разорвали. Большинство компаний не выдерживают предложенные ими же условия.

Вы выступали за введение минимальных цен на табачные изделия. Кабмин на своем заседании принял решение не устанавливать минимальные цены. При этом правительство предложило увеличить адвалорную ставку с 12% до 15%. Когда все-таки решится этот вопрос?

Мы не можем выступать "за" или "против". Мы реализуем налоговую и таможенную политику, а ее в свою очередь формирует Минфин и Верховная Рада. Был законопроект в конце декабря, предложенный Минфином. В результате дискуссий увеличили акцизы и на табачные, и на алкогольные изделия, и на пиво. Минимальные цены должны быть предложены и утверждены Кабмином. Пока такое решение не принято.

Альтернативный вариант - увеличить адвалоры. Будем ждать, пока законопроект примут. Что касается самой сути: в пачке сигарет акциза 8,52 гривны, плюс есть себестоимость и акциз, есть НДС, есть еще другие затраты. При этом, некоторые табачные компании в борьбе за рынок идут на оптимизацию и продажу сигарет по цене 9 гривен, что не только меньше себестоимости, но и меньше совокупных обязательств. Для страны и бюджета это означает уплату налогов не в полном объеме.

По Вашему мнению, приведет ли к увеличению контрафактного производства алкоголя повышение акциза на алкогольные изделия? Готова ли служба к борьбе с этим?

Точно увеличатся попытки контрафактного производства, будут увеличиваться попытки контрабанды спирта и готовых изделий. Мы с этим научились хорошо бороться за последние полгода, и будем продолжать эту работу. Сейчас предпринимаем все необходимые шаги, чтобы запустить электронную акцизную марку, накладную. Это инструменты, которые помогут бороться с такими явлениями.

Ранее было озвучено, что ГФС инициирует переход на поквартальную оплату авансовых платежей. Какая ситуация сейчас?

В прошлом году налог на прибыль уплачивался авансовыми платежами в течение года. Авансовые платежи были неправильным явлением. Обсудив этот вопрос с бизнесом, мы инициировали введение поквартальной декларации и оплату по факту без авансов. Это решение было принято. С января 2016 года оно действует. Мы будем ориентироваться по первому кварталу, каким будет декларирование. Субъектам намного понятнее оплачивать налог на прибыль от фактически полученной прибыли.

Экс-замминистра финансов Уманский заявил, что необходимо рано или поздно все равно повышать ставку ЕСВ до 42%, поскольку будет невозможно покрыть дефицит Пенсионного фонда более 100 млрд гривен.

Парламент принял решение снизить ставку ЕСВ со средней 41% до фиксированной 22%. Основная цель принятого решения: уменьшить нагрузку на фонд оплаты труда, за счет чего дать возможность предприятиям повысить зарплаты и вывести их из тени. Эксперты и мы сходимся во мнении, что какой-либо эффект мы сможем наблюдать по результатам первого квартала либо первого полугодия.

Тем не менее, в январе мы перевыполнили план по сбору ЕСВ на 15%. Если в январе-феврале 2015 года поступления за 2 месяца составили 25,8 млрд гривен со ставкой 41%, то за январь-февраль 2016 года мы собрали 19,8 млрд гривен со ставкой 22%. То есть на фоне снижения ставки в два раза поступления снизились всего на четверть. Необходимость Пенсионного фонда в год - более 200 млрд гривен на все социальные платежи. В прошлом году мы собрали 180 млрд гривен, в этом году со средними сборами 10-11 млрд в месяц в плане заложено 120 млрд гривен, но мы надеемся что соберем больше.

Планируете ли дополнительно выпустить НДС-ОВГЗ для покрытия задолженности по налогу?

Раньше это был актуальный вопрос, потому что общий долг по состоянию на 1 мая 2015 года составлял около 30 млрд гривен. Чтобы снять нагрузку, нужны были ОВГЗ, которые выпускались бы как альтернатива возмещению НДС. На сегодняшний день мы считаем, что эта проблема снята. Мы увеличили сборы НДС, в том числе, за счет борьбы с фиктивным НДС. К примеру, в первой половине 2015 года мы собирали в месяц 8,3 млрд гривен, в ноябре - уже 11 млрд гривен, декларирование в январе за декабрь - 13 млрд гривен. Такие сборы дали возможность погасить долг. Если в первом полугодии 2015 года возмещение было на уровне по 4,5 млрд гривен в месяц, то сейчас возмещаем по 8 млрд гривен в месяц.

В ГФС постоянно присутствует техническая миссия МВФ. Доволен ли фонд реформами в ГФС? Какие рекомендации дает?

Лучше спросить у МВФ. Мы с ними разработали еще летом план действий на два года. Выполняем этот план, постепенно расширяя его по тематикам. По каждому из поднаправлений приезжают новые специалисты, мы проводим анализ. Кроме того, у нас работает постоянный представитель МВФ. Важно, что приезжающие специалисты не теоретики, а руководители и заместители налоговых и таможенных органов.

Прокомментируйте ситуацию с новой формой сотрудников Фискальной службы. Зачем Вы объявили конкурс на дизайн новой формы?

Проблема в том, что многие таможенники одеты не в форму ГФС и даже не в форму Министерства доходов и сборов, а в ту, которая существовала еще раньше, - в форму Государственной таможенной службы. Она шилась 5-6 лет назад. Так не должно быть. Мы хотим разработать новую форму и хотели бы воспользоваться талантами наших украинских дизайнеров, чтобы они предложили варианты дизайна. А дальше мы будем искать спонсоров, которые могли бы помочь нам одеть таможенных инспекторов. Для них, да и для сотрудников других подразделений Фискальной службы, важно иметь форму. Это поднимает корпоративный дух. Хочется освежить и обновить ее, чтобы это была украинская форма.

За матеріалами: Українські Новини
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6196
 0,1010
0,25
EUR
1
42,7495
 0,0653
0,15

Курс обміну валют на сьогодні, 10:30
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5054  0,08 0,20 40,0558  0,07 0,18
EUR 42,5617  0,13 0,30 43,2979  0,14 0,33

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7050  0,14 0,37 39,7350  0,10 0,26
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес