Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Производители все чаще отдают товар в небольшие торговые точки и на рынки

13:39 26.11.2015 |

Економіка

Украины все меньше тратят в магазинах. По данным Госстата, за 9 месяцев 2015 г. объем розничного товарооборота сократился на 23% - до 828,7 млрд. грн. (по сравнению с аналогичным периодом 2014-го). Причины понятны - у людей банально нет денег.

И эта тенденция уже сказалась на активности продуктового ритейла. «В этом году сети поставят своего рода антирекорд по количеству новых торговых точек. Если, к примеру, в 2013 г. они открыли 451 магазинов, а в 2014 г. - 397, то с начала нынешнего года - лишь 242», - сообщил «Вестям» директор компании GT Partners Игорь Гугля.

Сетям некуда расти

Лидерами по расширению в этом сезоне предсказуемо стали два самых крупных отечественных ритейлера - «АТБ» и «Фоззи групп». На сегодняшний день их сети насчитывают 757 и 508 торговых точек соответственно, уточнил Игорь Гугля. «Мы открыли в этом году 43 точки. Рассматриваем разные варианты, в том числе, и покупку магазинов у других сетей. Главное, чтобы площади соответствовали нашим требованиям», - сказала «Вестям» начальник отдела по связям с общественностью корпорации «АТБ» Анна Личман.

Но активизировались также мелкие операторы. Скажем, на третьем месте по темпам развития - луцкая сеть «Наш край», которая сумела открыть 25 торговых точек, увеличив их общее число до 188. 13 магазинов запустила киевская сеть «Лоток», 12 - львовская «Рукавичка».

В то же время многие в недавнем прошлом «крепкие середнячки», наоборот, «худеют». «Из сотни сетей, работающий в Украине, сокращались в этом году не менее десяти», - отмечает Игорь Гугля. Не обошлось и без громких банкротств. Недавно хозяйственный суд Днепропетровской области признал банкротом и запустил процедуру ликвидации продуктовой сети «Амстор». На имущество прогоревшей компании претендует 20 кредиторов, которые рассчитывают вернуть свои 2,4 млрд. грн. (притом, что активы должника составляют 1,3 млрд.).

Магазины у дома против супермаркетов

Мельчает не только ритейлерский пул, но и сами магазины. Одной из главных тенденций этого года стало динамичное развитие такого формата как «магазин у дома». Именно небольшие торговые точки (до 400 кв.м) заняли 62% в структуре всех новых магазинов. Игорь Гугля поясняет этот факт, во-первых, широким выбором свободных площадок компактного размера, во-вторых, небольшой окупаемостью таких объектов (порядка 2 лет). «Дробиться» ритейлеров вынуждают и покупательские предпочтения. Если ранее украинцы затаривались продуктами, как минимум, на неделю, поэтому не ленились ехать в большие молы, то сейчас покупают строго по потребностям.

Генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко отмечает, что в моде не только «магазины у дома», а и максимально специализированные торговые точки: молочные, мясные, овощные и пр. «По итогам года мелкий торговый формат наверняка отвоюет у крупного не менее 5% рынка. Таким образом доля «большого» ритейла сократиться с прежних 55% до 50%, хотя до этого из года в год стабильно росла», - заверил «Вести» Дорошенко.

Поставщики обиделись

Впрочем, по мнению Дорошенко, покупательские предпочтения и экономическая выгода - это далеко не главные причины, по которым мелкий ритейл получил фору. По его словам, многие сети попросту рассорились с поставщиками, поэтому желающих снабжать их товаром резко поубавилось.

«Окончательно отношения испортились в феврале прошлого года, когда начались валютные «качели». Тогда многие компании влетели в огромные убытки. Но им даже не разрешили изменить цену на свой товар: для согласования новых прайсов нужно было дождаться распродажи старой партии и потратить еще 1-1,5 месяца на переговоры. При этом сети требовали довозить продукцию, грозясь в случае отказа от поставок штрафами. Поэтому ряд компаний или вообще отказались работать с супермаркетами или свели это сотрудничество к минимуму», - рассказал Алексей Дорошенко.

Проблему признают и сами сети: «Интерес поставщиков частично переместился с крупных сетей на несетевые магазины, оптовые базы и рынки», - заметила «Вестям» представитель ТС «Брусничка» Яна Лестева.

У «малышей» цены ниже

Те же, кто по-прежнему ориентируется на продуктовые сети, закладывают в стоимость товара все возможные риски. Поэтому, если ранее именно крупные молы могли похвастаться самыми низкими расценками, то сейчас все чаще продукция дешевле в небольших специализированных лавках, которые работают напрямую с производителями и аккуратно с ними рассчитываются, за что получают скидки.

«У «малышей» цены могут быть ниже на 10-20%, что дополнительно привлекает покупателей», - подчеркнул Дорошенко.

Куда ходить за покупками

В следующем году отечественный ритейл продолжит стагнировать, уверены аналитики. Будут расширяться единичные сети, в том числе, за счет поглощения менее успешных коллег. «Не исключены и новые банкротства», - считает Игорь Гугля.

Но при этом он допускает выход на рынок новых небольших операторов, к примеру, как киевская «Пчелка- Маркет», начавшая работу в столице в этом году.

Активизируются и частные торговцы, которые будут открывать все новые и новые «магазины у дома». «Усиление конкуренции может наконец-то заставить ритейлеров бороться за покупателя не маркетинговыми «ловушками», а прежде всего ценой и качеством услуг», - полагает Алексей Дорошенко.

Ведь сейчас, по его данным, наценка ритейлеров на целый ряд товаров достигает 30-45%, так что двигаться в цене им явно есть куда.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на вчора, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес