Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Как Украина планирует стать транзитным коридором Европы

09:31 02.09.2015 |

Економіка

Как Украина планирует стать транзитным коридором Европы

Виталий Шкиль
Forbes

На прошлой неделе правительство снова заговорило о недостаточном использовании транзитного потенциала Украины. Вице-премьер Валерий Вощевский дал профильным министерствам поручение упростить процедуру перевозки грузов через территорию страны, чтобы стать стратегическим звеном транспортного коридора «Балтийское море - Черное море». Задача Украины - создать условия, при которых грузы с севера на юг пойдут именно по ее дорогам.

В феврале 2003 года из Ильичевска через Минск аж к литовскому морскому порту Клайпеда отправился первый украинский грузовой контейнерный поезд «Викинг». Главная задача - регулярно соединять Балтику с Причерноморьем. И чтобы упростить «Викингу» путь, Украина, Беларусь и Литва в 2008 году подписали межведомственное соглашение о развитии перевозок.

В январе этого года Киев решил увеличить масштабы сотрудничества и предложил вывести соглашение на межправительственный уровень. «Чтобы все работало, нужна четкая координация не только Минтранса, но и Минэкономики, таможни, пограничной службы», - объясняет заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Оксана Рейтер. Новое соглашение должно свести бюрократию грузоперевозок к минимуму. «Главное условие привлечения дополнительных грузопотоков к транзиту по территории Украины - их свободное передвижение», - продолжает чиновник.

Возросли и амбиции проекта. Предложение отправили в 10 стран: Грузию, Беларусь, Латвию, Литву, Молдову, Польшу, Турцию, Азербайджан, Болгарию и Эстонию. Первые шесть уже дали согласие, и сейчас работают над деталями в соответствии с собственным законодательством.

Проект предусматривает развитие не конкретного маршрута, а общего направления от Одессы до Балтики с разветвленной транспортной структурой. Товар пойдет по железной дороге «Викингом» и «Зубром» (аналогичный поезд, с 2012 года курсирующий в Латвию), грузовиками - по автомагистралям, и суднами - по внутренним водным путям.

Но сначала модернизация

Коридор интересен своей географией, объясняет экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава. «Он гораздо быстрее, чем тот, по которому товар идет морем из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Однако это единственное конкурентное преимущество. Ни для кого не секрет, что у нас проблемы на таможне», - считает эксперт.

С другой стороны, возникает вопрос: способна ли украинская инфраструктура превратиться в транспортный коридор. И Рейтер, и Кава единодушны - способна, но нужна модернизация. «Инфраструктура не задействована в полной мере, а заполнение недозагруженных портов - один из сегодняшних приоритетов», - отмечает Рейтер.

Железная дорога требует увеличения электрифицированных путей. В частности, участок Чернигов - Горностаевка (66 км) с последующим направлением на Гомель, и маршрут Бердичев - Житомир - Коростень - Словечно (196 км), ведущий в Минск. В свою очередь белорусы готовят участок Минск - Гомель (кусок до украинской границы) и Малодична - Вильнюс.

По словам Кавы, такая совместная модернизация позволит отправлять грузы из портов Большой Одессы до Балтийского порта Клайпеда без переформирования состава. Согласно подсчетам Forbes, Украине это будет стоить 0,8-1,3 млрд гривен, в зависимости от специфики железнодорожных участков. Напомним, недавно правительство утвердило финансовый план «Укрзализныци» на 2015 год, по которому на общую модернизацию выделено более 1 млрд гривен. В начале года в планах МИУ говорилось об электрификации упомянутых участков, однако сейчас, по словам Кавы, процесс остановился.

С автодорогами меньше проблем. Главной артерией должна стать магистраль Е95 (Одесса - Киев - Чернигов), которая принадлежит европейскому транспортному коридору №9. Довести до состояния первой категории нужно только 70-километровый участок Чернигов - Новые Яриловичи (село на границе с Беларусью).

Речной транспорт тоже почти готов к сотрудничеству. Украина, Польша и Беларусь планируют возобновить проект водного маршрута Е40 протяженностью более 2000 км на базе Вислы, Западного Буга, Припяти и Днепра. Сегодня к судоходству непригоден только отрезок Варшава - Брест по Западному Бугу. И как только польская сторона исправит ситуацию, маршрут заработает, уверяет Кава.

Финансы на модернизацию и развитие может обеспечивать и сам проект коридора. Соглашение предусматривает уплату членских взносов, в соответствии с транспортным статусом стран. Их размер прописан в соглашении, но финальный вариант пока не утвержден. Однако деньги будут направлять на развитие инфраструктуры. «Когда у государства есть скоординированная транспортная политика по развитию путей, когда понятно, куда вкладывать средства, тогда развиваются важные направления, а ресурсы используются рационально. Когда денег не хватает, их нужно аккумулировать на маршруты, имеющие транзитный потенциал, чтобы потом получить отдачу», - поясняет Рейтер.

Эффект отдачи

Сейчас оценить экономическую выгоду коридора трудно. Все будет зависеть от количества стран, которые присоединятся к проекту, говорит Рейтер. Одесса открывает грузам из Северной Европы путь в Турцию, Грузию, Болгарию. А если границы «упростит» и Азербайджан, то транзит получит доступ к Каспийским территориям, Ирану, и даже Китаю. В таком сценарии Украина имеет шансы стать частью «шелкового пути», размер торговли которого в 2014 году составил почти полтриллиона долларов.

Экономист Борис Кушнирук тоже не сомневается в выгодности коридора, хотя прогнозировать возможные прибыли не решается. «Транспортные перевозки и погрузки-разгрузки в портах - вот та прибыль, которую получит Украина. Предприятия увеличат производство, а соответственно вырастут и доходы в бюджет», - резюмирует он.

Однако эксперт отмечает, что снижение тарифов и упрощение процедур оформления грузов - это только одна сторона дела. Куда важнее обеспечить прозрачность работы портов и искоренить там коррупцию. Потому что лишь тогда коридор станет удобным для инвесторов и получит ресурс для развития. «Пока будет существовать возможность задерживать грузы с целью коррупции, до тех пор и будут формироваться транспортные потоки в обход Украины», - выделяет главную проблему Кушнирук.

Здесь рецепт прост и известен - разгосударствление и демонополизация портов и железной дороги, создание эффективной конкурентной среды в инфраструктуре. «Когда тарифы устанавливаются административно - это одна история. Если же существует конкуренция, рынок сам определяет, каким образом стимулировать увеличение услуг», - подчеркивает экономист.

В то же время президент Украинской логистической ассоциации Мария Григорак не верит в успех проекта, потому что на фоне сокращения объемов мировой торговли работать через украинское направление - дорого и рискованно. «Маршруты нарабатываются годами, и если транзитные потоки ушли из Украины, вернуть их не так просто. Фактически в Украину едет только импорт-экспорт, но не транзит. Мы неконкурентоспособны, и не являемся элементом мировой сети грузопотоков», - пессимистично констатирует она.

С другой стороны, не все так плохо, даже если проект не станет привлекательным для международных операторов, и будет работать только на импорт-экспорт. По данным Государственной службы статистики, торговый оборот Украины с потенциальными участниками коридора за первое полугодие 2015 года составил $6,8 млрд, что равняется 19% от объема всей внешней торговли Украины.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,1153
 0,1948
0,49
EUR
1
43,4910
 0,1773
0,41

Курс обміну валют на вчора, 10:43
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7750  0,14 0,34 40,2992  0,15 0,36
EUR 42,9769  0,08 0,18 43,7704  0,12 0,27

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,0500  0,18 0,46 40,0650  0,16 0,41
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес