Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украине на ремонт всех дорог может понадобиться триллион гривень

В апреле в Министерстве инфраструктуры появился новый человек, отвечающий за автомобильные дороги, - Роман Хмиль. Он пообещал побороть безденежье дорожников. Hubs расспросил его о том, как он собирается это сделать.

Роман, во что обойдется капитальный ремонт дорог в Украине?

Только для того, чтобы отремонтировать дороги государственного значения, а это около 50 000 километров, нужно ежегодного тратить от 50 до 100 млрд гривен. Если это будет 50 млрд в год, то мы сможем капитально отремонтировать в среднем около 5000 км в год и решим проблему качества дорог за 10 лет.

Если же будет 100 млрд в год, то, соответственно, в два раза быстрее.

А для того, чтобы привести все дороги в порядок, в том числе дороги местного значения, понадобится около 1 трлн гривен.

Правильно я понимаю, что эти деньги нужны только на ремонт? Строительство новых в эту сумму не входит?

В Украине многие дороги находятся в таком состоянии, что их ремонт практически равносилен строительству новой трассы.

Но в целом вы правильно понимаете: строительство новых дорог в эту сумму не входит. Хотя, это не проблема. Текущая сеть дорог спланирована удачно и обеспечила бы эффективную транспортировку грузов и людей, если бы ее качество было соответствующим.

И где эти деньги взять?

Ключевой источник финансирования дорожного хозяйства как в Украине, так и в Европе, - акциз на топливо и другие подакцизные товары. На сегодня у нас собирают по 100 евро с каждой тонны импортированного дизельного топлива, и по 200 евро - с бензинов.

Недавно (с января 2015-го) ввели еще один налог - 5% с подакцизных товаров, которые продаются на АЗС. Эти деньги поступают в местные бюджеты.

До конца года эти акцизы в сумме принесут в бюджет 45-50 млрд гривен.

Но от 30% до 40% рынка нефтепродуктов в Украине сейчас находится в «тени». Если получится полностью вывести их на «свет», мы сможем ежегодно только за счет существующих акцизов собирать до 70 млрд гривен в год.

Где взять остальные?

Основной источник финансирования дорожного строительства во всем мире - акцизы на топливо. Сейчас доля акцизов в стоимости топлива на АЗС в Украине не превышает 20%. Это самый низкий показатель среди стран, которые нас окружают.

Мы сравнили акцизы в странах Европейского Союза, Белоруссии, России. Там их доля в стоимости бензина на АЗС - от 35% до 50%. Я лично считаю, что у нас этот налог можно было бы постепенно повышать.

Хорошие дороги стоят недешево и мы должны быть готовы их финансировать, тем более, что возврат на такие инвестиции в виде роста ВВП покрывает эти издержки сторицей, что уже проверено и доказано другими развитыми странами.

Да, это сложный, дискуссионный вопрос, потому что нужно проследить за тем, чтобы следом за повышением акцизов не подпрыгнули цены на топливо. Поэтому начинаем мы с того, чтобы добиться целевого расходования тех акцизов, которые уже собираются.

Как же цены на топливо могут не прыгнуть, если акциз вырастет?

Цены могут остаться на прежнем уровне, если акциз повышать постепенно, а нефтетрейдеры пойдут на сокращение своей маржи, которая за последнее время выросла.

Во всем мире после обвала цен на нефть падала и себестоимость нефтепродуктов. У нас же топливо только дорожало. Конечно, отчасти это происходило из-за инфляции гривны. Но оценки аналитиков показывают, что также выросла и маржа нефтетрейдеров. По сути, мы наблюдали ситуацию, когда компании выгоду от падения себестоимости бензина и дизельного топлива положили себе в карман.

Думаю, нефтетрейдеры с Вами не согласятся.

Возможно. Я уже сказал, это на сегодня вопрос дискуссионный и требует анализа и обсуждения на уровне независимых экспертов, бизнеса и правительства.

По данным службы статистики, в марте продажи топлива в Украине упали на 40%. Отчасти это произошло из-за ухода бизнеса в «тень». Вы не боитесь, что повышение акцизов ухудшит ситуацию?

Проблема не в налогах, а в том, что их можно не платить. Мы же пока ничего не повышали, а нефтетрейдеры уже начали уходить в «тень». Мининфраструктуры в этом плане ничего не может поделать. Здесь нужно повышать эффективность работы таможни и фискальной службы. И это первый шаг, который нужно сделать, прежде чем что-то повышать. Иначе мы наказываем добропорядочные компании, которые исправно платят все налоги.

Если на дороги в виде налогов на топливо собирается десятки миллиардов гривен, то почему денег не хватает даже на то, чтобы залатать ямы?

Раньше в Госказначействе был специальный счет, на который «капали» деньги, собранные с акцизов. И сразу было видно, сколько удалось собрать налогов на строительство и ремонт дорог.

В бюджете этого года этот спецсчет был по какой-то причине упразднен. На сегодня деньги поступают в общий фонд госбюджета. А потом уже формируется бюджет для «Укравтодора».

В результате до госкомпании доходят далеко не все деньги, которые изначально собирались на дорожное хозяйство.

Сейчас мы хотим создать целевой дорожный фонд. Для этого Мининфраструктуры, совместно с депутатами, работает над соответствующими законопроектами.

Мы рассчитываем на то, что на осенней сессии депутаты его примут, и с 1 января у нас будет собственный «кошелек» на строительство и ремонт дорог, в который будут заходить все акцизные деньги, после чего тратиться они будут исключительно на дороги.

То есть сегодня деньги, собираемые с автомобилистов, тратятся не по назначению?

Так и есть. Фактически этими деньгами латаются другие дыры в бюджете. Дорожные акцизы уходят, например, на покрытие дефицита Пенсионного фонда и «Нафтогаза».

На дороги доходит лишь 20-30% от собираемых средств. А с учетом того, что в 2015-2016 годах предстоят пиковые выплаты по долгам, накопленным в предыдущих годах, мы получаем лишь 5% средств от необходимых 50 млрд гривен. Это означает лишь одно - дальнейшую деградацию существующей сети дорог. Сейчас наши дороги умирают.

Получается убедить коллег в необходимости дорожного спецфонда?

Дискуссия с Минфином, который занимается перераспределением денег, выглядит примерно так. Они нам говорят: «Денег же нет, а пенсионеров кормить нужно». Мы отвечаем: если вы не собираетесь проводить пенсионную реформу, то давайте обществу честно скажем, что акциз с топлива у нас собирается не на дороги, а на пенсии. И тогда мы можем расформировать «Укравтодор» и дорожный отдел в Мининфраструктуры и объявить всем, что дорог нет, и не будет.

Вот сейчас в структурах «Укравтодора» работают 25 000 человек. Мы делаем вид, что у нас на дороги собирается много денег. А по факту дорожникам заняться-то нечем. Ведь нет финансирования. А зарплаты всем этим людям мы платим. В результате людей отправляют в отпуска за свой счет, иногда не выплачивают зарплату. Это же глупость! Либо строим, либо распускаем «Укравтодор»!

Где брать деньги на погашение долгов «Укравтодора»?

Правительство ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долгов. Однако основным источником денег, как я сказал выше, является акциз на топливо.

Когда пройдет реформа «Укравтодора», которую обещает уже не первое правительство?

Реформа будет проведена до конца этого года и в течение 2015-2016 гг. привычный для нас «Укравтодор» перестанет существовать.

Будет создана новая Служба государственных дорог Украины, которая, по задумке, должна выполнять лишь одну функцию - заказчика услуг. В компании будут работать несколько сотен человек. А строительство и обслуживание дорог уйдет на частный конкурентный рынок.

А что будет с областными автодорами?

Децентрализуем, передавая местным органам власти, с последующей приватизацией. А при местных администрациях будут созданы дорожные департаменты, либо службы автомобильных дорог, которые также будут выступать исключительно заказчиком услуг.

В недавнем интервью Вы сказали, что «Укравтодор» устал от коррупции. Не встречал я еще чиновников, которые бы устали брать взятки.

Я имел в виду, что «Укравтодор» уже не сопротивляется реформированию. Мне кажется, в компании уже понимают, что если существующую систему дорожного строительства не реформировать, то в нее никто не будет вливать деньги. Поэтому пытаться сохранить ее не имеет никакого смысла.

Реформа дорожного хозяйства предполагает передачу дорог местного значения местным властям. Как это может улучшить дороги, если в Украине чиновники неэффективно работают на всех уровнях?

Централизованное управление еще хуже. У нас рыночная экономика, в которой эффективность достигается за счет конкуренции и эффективного управления на каждом уровне.

Люди сейчас привыкли кивать на Киев. Но ответственность на самом деле лежит на нас с вами. Мы должны выбирать адекватных политиков, местную власть, учиться контролировать ее и требовать от нее эффективной работы.

На местах можно более оперативно и эффективно решать проблемы с ремонтом, определять приоритетность работ, контролировать их качество.

Поэтому мы идем по пути децентрализации власти и передачи полномочий и ответственности на места.

То есть на местах легче провести народную люстрацию?

Совершенно верно. Это один из шагов к формированию гражданского общества. Людям нужно научиться отстаивать свои права, а не надеяться постоянно на своих избранников.

Любой чиновник, как только остается без контроля, начинает расслабляться. Такова его природа, такова наша с вами человеческая природа. Человек может работать эффективно только если есть кнут, а потом пряник. Причем не только в Украине, но и в любой другой стране. За исключением очень небольшого процента людей с высокой самодисциплиной или внутренней мотивацией.

Поэтому надежда не на людей, а на систему, в которой общество контролирует власть и меняет чиновников, которые не способны обеспечить эффективную работу.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6799
 0,0603
0,15
EUR
1
42,8305
 0,0810
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:30
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5054  0,08 0,20 40,0558  0,07 0,18
EUR 42,5617  0,13 0,30 43,2979  0,14 0,33

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7050  0,14 0,37 39,7350  0,10 0,26
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес