Фінансові новини
- |
- 15.12.25
- |
- 18:59
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Некоторые операторы продолжают подключать абонентам дополнительные услуги втихую, а НКРСИ и АМКУ дальше словесных угроз не идут
НКРСИ угрожает мобильным операторам отзывом лицензий за невыполнение распоряжений Нацкомиссии, которые призваны прекратить практику навязывания абонентам контент-услуг по принципу «молчание - знак согласия». К такому решению НКРСИ пришла в результате анализа обращений граждан по вопросам качества телеком-услуг. В частности, телеком-регулятор утверждает, что нарушения законодательства операторами мобильной связи при предоставлении контент-услуг потребителям без их согласия на получение такой услуги нередки и носят системный характер.
«Самое поразительное, что пополнение счета абонентом предоплаченной формы расценивалось одним из операторов телекоммуникаций как согласие на участие в акции, по условиям которой абоненту «навязывается» контент-услуга. А отказ от предоставления такой услуги предусматривает осуществление абонентом определенных действий - отправку СМС-сообщения на определенный условиями акции номер», - удивляются в Нацкомиссии.
Между тем, сама НКРСИ еще в 2011 начала лоббировать и добилась принятия в начале 2012 новой редакции «Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг» согласно которым (пп. 15, п. 38 Правил) до начала предоставления контент-услуг операторы обязаны информировать потребителя о ее наименовании и тарифе. Продолжительность бесплатного уведомления потребителей должна составлять 12 секунд. Более того, операторы обязаны бесплатно предоставить потребителям возможность подтвердить согласие на получение услуги или отказаться от ее получения.
Кроме того, в правилах четко написано «начинать предоставления услуги исключительно после уведомления потребителей о ее предоставлении в порядке, установленном настоящими Правилами, и наличии их согласия на получение услуги», а также «не предлагать потребителям услугу, которая требует обязательный отказ путем совершения или воздержания от совершения определенных действий».
Но, очевидно, если НКРСИ даже спустя 1,5 года после начала действия новой редакции Правил продолжает получать многочисленные жалобы по поводу навязывания услуг, операторы не слишком утруждают себя неукоснительно соблюдать четко прописанные в нормативном документе требования. Оно и не удивительно - по данным на 2011, только в сетях трех мобильных GSM-операторов допуслуг оказывалось на сумму равную примерно 6 млрд. грн. в год.
Притчей во языцех стала услуга GOOD´OK, которую «МТС Украина» в одностороннем порядке установила всем своим абонентам. Так в начале 2013 абоненты мобильного оператора получили с номера 700 SMS такого содержания «Послуга GOOD´OK для вашого номера буде підключена протягом 24 годин. Ви будете повідомлені про результат». Далее приходит еще несколько SMS о том, что услуга подключена бесплатно и действительна 30 дней. По истечению этого времени услуга становится платной и ее стоимость составляет 9 грн. в месяц.
При этом отключить услугу можно лишь с помощью SMS и оператор колл-центра в этом не помощник, рассказывают абоненты «МТС Украина». Они утверждают, что подобный подход к навязыванию допуслуги рассчитан на то, что треть абонентов удаляют операторские SMS не читая, еще у трети (людей преклонного возраста) дальнозоркость и другая часть абонентов и вовсе не поймет смысл написанного. «Я спросила у оператора, каким образом отключить этот гудок моей бабушке, которая умеет нажимать только две кнопки - кнопку с зелененькой трубочкой, чтобы ответить на звонок, и кнопку с красной трубочкой, чтобы завершить звонок. Об SMS бабушка даже и слышать не слышала, не то, что писать или читать. В ответ мне сказали - только с помощью SMS. Теперь даже не знаю, что делать, потому что бабушка живет в другом городе».
В свою очередь «Киевстар» «прославился» самовольной сменой тарифных планов своих абонентов. Так в начале 2013 мобильный оператор многих абонентов в одностороннем перевел на тарифный план «Экономный». Переводу предшествовала SMS примерно такого содержания «Выражаем вам свое почтение и благодарность и сообщаем, что ваш тариф будет изменен». Но абонентов никто не спрашивал, хотят ли они что-то менять или нет. Некоторые абоненты объясняют такое поведение оператора тем, что многие просто не в силах или не имеют желания разбираться в запутанных тарифных планах и начинают выяснять, что произошло, только когда расходы на связь существенно возрастают. При этом не стоит забывать, что смена тарифного плана по сути также услуга.
Абоненты оператора life:) в свое время жаловались на подключение «по умолчанию» услуги «Автоответчик». Когда им звонили друзья или родственники с других мобильных операторов, а батарея телефона была разряжена или устройство находилось вне сети, автоответчик принимал входящий вызов и со счета звонящего снимались деньги за вызов. В 2010 абоненты life:) также часто жаловались на самовольное списание оператором 5 грн. Деньги снимались каждый раз после пополнения счета, а взамен абонент получал пакет из 100 SMS.
Примечательно, что в большинстве случаев абоненты попросту не замечают предварительно активированных операторами допусуг, продолжая платить за них в течение длительного времени. Но фактически абоненты не пользуются такими услугами. И, несмотря на явное противоречие такой практики действующим Правилам предоставления и получения телекомуслуг, некоторые операторы продолжают «креативить», придумывая все более замысловатые платные допуслуги.
В то же время, на ситуацию с навязыванием операторами контент-услуг по принципу «молчание - знак согласия» обратил внимание и Антимонопольный комитет. В начале августа 2013 он отправил операторам обязательные для рассмотрения рекомендации принять меры по получению согласия абонентов на смену условий тарифных планов и дополнительных услуг.
Однако Роман Химич, эксперт Netton.Telecom, крайне скептически относится к претензиям АМКУ: «Складывается впечатление, что глава АМКУ не знаком с отраслевой нормативной базой. Проблематика, на которую ссылаются чиновники, регулируется не только законом «О защите прав потребителей», но и Правилами предоставления и получения телекомуслуг, в подготовке которых принимал участие Антимонопольный комитет. Поэтому, если в АМКУ хотят изменить положение вещей, им необходимо пересмотреть эти Правила, потому что операторы будут ссылаться на этот документ, как регулирующий отношения между операторами и абонентами».
Роман Химич также считает, что большая часть претензий АМКУ безосновательны, потому что многие критикуемые действия операторов разрешены Правилами. «Думаю, что такие претензии АМКУ не что иное, как пиар-ход или попытка принудить операторов к определенным действиям, не связанным с данной проблематикой. Это уже пятая или шестая по счету попытка АМКУ что-то «порегулировать» на ниве телекоммуникаций и до сих пор ни одна из них не заканчивалась какими-то реальными изменениями», - говорит эксперт.
Всеволод Некрасов
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Росія здійснила атаку на цивільне судно, яке транспортувало до Єгипту українську соняшникову олію.
Посли Європейського Союзу прийняли рішення про скасування принципу
одностайності щодо продовження "заморозки" активів РФ, повідомляє
редактор європейського відділу Радіо "Свобода"
Представники України і США провели першу зустріч групи, яка працюватиме
над документом щодо економічного відновлення. Зокрема, в них взяли
участь Володимир Зеленський і гендиректор інвесткомпанії BlackRock.
Постпреди країн-членів Євросоюзу дали згоду на поетапну відмову від
імпорту газу з РФ до кінця 2027 року. Для набрання чинності закону його
ще має схвалити Європарламент.
Євросоюз хоче якнайшвидше завершити створення спецтрибуналу щодо
злочину агресії проти України, який стосується наказу володаря Кремля
Владіміра Путіна напасти на Україну.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
У понеділок, 15 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 зросла на 1 коп. до 58,35 грн/л, дизельне пальне - також на 1
коп. до 58,42 грн/л.
Понад 60% державних підприємств не працюють, а близько 10% взагалі не подають жодної звітності про свою діяльність.
Детективи территоріального управління Бюро економічної безпеки (БЕБ) в
Одеській області зупинили спробу агротрейдера незаконно експортувати 7,5
тис. тонн соєвих бобів до Туреччини та Румунії, повідомила пресслужба
БЕБ.
Німецький автоконцерн Volkswagen має намір зупинити випуск машин на
своєму підприємстві в Дрездені. Закриття виробничого майданчика в
Німеччині стане для компанії першим випадком за всю 88-річну історію.
Ціни на нафту відновлюються вранці в понеділок після падіння за підсумками попереднього тижня.
Стартова ціна державного пакета акцій Сумихімпрому – 1,088 млрд грн
Єврокомісія розглядає можливість надати Україні 90 млрд євро у вигляді
макрофінансової допомоги або в межах Ukraine Facility протягом 2026-2027
років.
Серед нововведень є шаблони для відео з готовими музичними доріжками
та текстовими накладками.
Водночас прискорюється передача багатства між поколіннями. У 2025
році 91 спадкоємець (64 чоловіки та 27 жінок) успадкував рекордні $297,8
млрд, що на 36% більше, ніж у 2024 році. Загальна кількість
мультипоколінних мільярдерів досягла 860 осіб із активами $4,7
трильйона.
Google почала вести переговори з рекламодавцями щодо запуску реклами у
чат-боті Gemini. Перші рекламні оголошення у штучному інтелекті можуть
стартувати у 2026 році, пише Android Authority.
Китайська компанія Biwin розпочала продаж перших накопичувачів нового формату - Mini SSD, назва якого говорить сама за себе.
Ford та Renault Group повідомили про укладення угоди щодо спільного
випуску двох електромобілів під брендом Ford для європейського ринку у
2028 році.
Віцепрезидентка Європейської комісії Тереза Рібера заявила, що
Європейський Союз не піддасться тиску з боку США щодо контролю над
компаніями Кремнієвої долини.
Китайські виробники смартфонів активізували зусилля, щоб переманити
користувачів Apple, поки компанія постала перед труднощами у запуску
функцій штучного інтелекту в Китаї.