Фінансові новини
- |
- 27.12.25
- |
- 22:46
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Украина вновь оказалась перед выбором направления развития рынка легковых автомобилей
09:06 29.11.2011 |
Как пишет ‘КоммерсантЪ-Украина' в публикации "Автомобили на перепутье", после вступления в ВТО в стране не открылось ни одного нового автомобильного производства, а доля импортных машин возросла с 50% до 70% рынка. Такая ситуация не устраивает производителей. Они инициировали создание госпрограммы поддержки отрасли, которая должна повысить привлекательность страны для мировых автоконцернов. Вместе с тем в нынешнем виде программа скорее похожа на протекционистский документ, который вряд ли станет стимулом для создания новых производств, отмечают импортеры.
Автопром не в моде
"Период с 2005 по 2008 год, когда ввозная пошлина на легковые автомобили составляла 25% стоимости, был одним из наиболее благоприятных для украинского автопрома",- вспоминает директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк. Объем производства легковых автомобилей за эти три года вырос с 192 тыс. до 368,4 тыс. Был построен новый завод корпорации "Богдан" в Черкассах объемом производства 120 тыс. автомобилей в год. "Тогда многие мировые концерны регулярно приезжали для консультаций по вопросу строительства предприятия в Украине",- говорит председатель набсовета "Еврокара" Олег Боярин.
Ситуация существенно изменилась со вступлением Украины в ВТО в апреле 2008 года. Пошлина на легковые автомобили была снижена до 10%, а неоднократные попытки автопроизводителей пересмотреть это решение не увенчались успехом. В результате, по данным отраслевой ассоциации "Укравтопром", доля импортных легковых автомобилей в стране в 2008-2010 годы выросла с 52,5% до 67%, а в 2011 году должна достичь 75%. Снижение доли украинских автомобилей происходит на фоне общего сужения рынка в результате финансово-экономического кризиса. Если в 2008 году его объем составил 623,2 тыс. легковых автомобилей, то в 2010 году - лишь 162,6 тыс. "На сегодняшний день украинские автопредприятия загружены всего на 20-25% при общих производственных мощностях в 400 тыс. легковых автомобилей в год",- говорит заместитель председателя правления по производству корпорации "Укравто" Олег Папашев.
В Украине сложились благоприятные условия для импорта, и те компании, которые хотели строить у нас заводы, предпочли другие страны, говорит Владимир Власюк. "В частности, в 2009 году в России появились заводы Nissan и Skoda, а 2010 году - предприятия компании Hyundai и альянса Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Кроме того, о намерении строить заводы в РФ уже заявили Honda и Mazda",- отмечает он.
Защитные настроения
До последнего времени производители пытались улучшить свои позиции главным образом за счет повышения ввозных пошлин. Так, в июне этого года межведомственная комиссия при Кабмине после обращения "Укравтопрома" возбудила специальное расследование относительно импорта легковых автомобилей. В ассоциации предлагают ввести заградительную пошлину в размере 33,4-47% в зависимости от объема двигателя. Но, по мнению импортеров, такие изменения правил игры будут иметь катастрофические последствия для украинского рынка. "Увеличение пошлин на импорт автомобилей причинит ущерб не только импортерам, но и украинским покупателям, так как им придется больше платить. Мы надеемся, что украинское правительство будет соблюдать обязательства перед ВТО и не станет увеличивать пошлины",- говорит гендиректор ДП "Авто Интернешлн" (импортер Mazda и Suzuki) Елена Дунина. "Импортеры, дилеры, СТО обеспечивают работой десятки тысяч местных специалистов. В результате повышения пошлин половина из них рискуют остаться без работы",- напоминает руководитель PR-службы компании "Хонда Украина" Виктор Должанский.
Следует отметить, что Украина уже добилась ограничения импорта автомобилей из Узбекистана. Кабинет министров принял постановление, согласно которому с 15 ноября текущего года до 2014 года Узбекистан может ввозить не более трех автомобилей в год. По данным AUTO-Consulting, за девять месяцев текущего года в Украине было продано 5,2 тыс. (доля внутреннего рынка - 3,9%) автомобилей Daewoo узбекского производства.
Баланс интересов
Решить проблему призвана государственная программа развития легкового автомобилестроения в Украине до 2020 года, разработанная "Укрпромвнешэкспертизой" и "Укравтопромом" по поручению президента Виктора Януковича. Документ предусматривает, что к концу реализации программы доля легковых автомобилей отечественного производства в общем объеме их продаж в стране должна достичь 70%, производственные мощности - возрасти с 400 тыс. до 1,19 млн автомобилей в год. Объем производства увеличится с 83 тыс. в 2010 году до 1,04 млн в 2020-м, экспорт - с 33 тыс. до 312 тыс. Локализация производства должна возрасти с 26% до 55%, а количество рабочих, занятых на предприятиях автопрома,- с 10,4 тыс. до 176,9 тыс. человек.
До сих пор не существовало комплексной программы по развитию автомобилестроения в стране, а были лишь решения об увеличении ввозной пошлины на автомобили, говорит Владимир Власюк. "Нам необходимо создать инвестиционные условия, которые будут не хуже, чем в соседних странах. Тогда мы сможем добиться заявленных результатов",- считает он. Программа, в частности, предполагает увеличение ввозной пошлины на автомобили с нынешних 10% до 30%; снижение пошлины на импорт оборудования для производства автомобилей с 3,5% до 0%, введение нулевой ставки НДС на импорт оборудования для автопрома; частичную компенсацию (до 10%) процентной ставки по банковским кредитам, выдаваемым на организацию производства новых автомобилей; снижение налога на прибыль для вновь созданных автопредприятий с 23 до 0% при условии, что эта прибыль реинвестируется на протяжении пяти лет. Предлагается также предоставлять госдотации на создание рабочих мест и стимулировать спрос на отечественные автомобили за счет компенсации части кредитной ставки и программы по утилизации старых автомобилей.
Предложение не следует
Импортеры скептически относятся к этим предложениям. Налоговые льготы для автопроизводителей существовали с 1998 по 2004 год. Но, по словам Виктора Должанского, они так и не привели к заметной модернизации автопрома, не говоря уже о воплощении таких трудоемких проектов, как создание украинского конкурентоспособного автомобиля. "Мы можем построить здесь завод, но тогда нам нужно найти рынок сбыта в Украине или соседних странах, на котором можно будет продавать порядка 100 тыс. автомобилей в год. Однако нестабильная регуляторная политика, низкая защищенность инвестиций, а также высокие налоги в стране этому не способствуют",- считает господин Должанский. "Некоторые руководители промышленного направления группы Renault уже посещали производства в Украине. Но я полагаю, что этот вопрос не может быть решен в ближайшее время. Правила игры для инвесторов должны быть понятными и стабильными, чего на данный момент в Украине не наблюдается",- говорит генеральный директор "Рено Украина" Марк Ле Грасье. По мнению импортеров, возможность строительства заводов мировых автоконцернов в Украине является гипотетической, так как большинство глобальных производителей уже имеют свои предприятия в России, Словакии, Венгрии, Польше и Турции.
И все же создатели программы развития отечественного автопрома не теряют надежды на улучшение ситуации. У Украины есть ряд преимуществ, которые в комплексе с целевой программой развития автопрома способны обеспечить приход иностранных компаний, считают эксперты. "Украина привлекательна тем, что имеет удобное географическое положение в центре Европы между двумя крупными рынками Евросоюза и России. Это позволяет снизить логистические затраты на 6-8% при экспорте в эти страны",- говорит господин Власюк. Один из основных факторов, который интересует мировых производителей на украинском рынке,- средний возраст парка легковых автомобилей. В Украине он составляет 18,7 лет. Например, в России - 12,9, в США - 9,2, в странах Западной Европы - 8,5. "Иностранные автоконцерны понимают, что население Украины будет обновлять автомобили, и это может принести им большую прибыль",- говорит Владимир Власюк. Представители международных автопроизводителей в свою очередь отмечают перспективность отечественного рынка. "Украинский рынок имеет большой потенциал, даже несмотря на определенный спад динамики в последние годы. Уровень владения автомобилями в Украине еще очень низкий: 168 автомобилей на 1000 жителей, в то время как в европейских странах этот показатель достигает 600 автомобилей на 1000 жителей,- говорит Марк Ле Грасье.- Что же касается автомобилей украинской сборки, то я считаю, что если бы у них был привлекательный дизайн и высокий уровень качества, то они бы без проблем нашли рынки сбыта как в Украине, так и в соседних странах".
Но для благоприятного инвестиционного климата в стране необходим комплекс решений. "Важно создать законодательную базу, которая обеспечивала бы равные условия конкуренции для локальных производителей и для импортеров. Одни игроки не должны выживать за счет других. В то же время чрезвычайно важно инвестировать именно в модернизацию локального производства, а не просто защищать его от конкуренции с импортерами",- говорит господин Должанский. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, необходимо сначала принять закон, позволяющий не менять выбранную стратегию развития государства, которая даст гарантии защиты инвестиций, считает Владимир Власюк. "При переговорах с мировыми автоконцернами нам следует предложить информационный пакет, который будет отражать состояние сектора промышленности, подготовить площадку с удобной логистикой и со всеми необходимыми условиями для создания производства автомобилей",- отмечает он. По мнению Олега Папашева, для этого требуется политическая воля, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в Украине и равных с Европой возможностей для развития предприятий и производства.
Структура продаж легковых автомобилей в Украине
| 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год
(прогноз) |
|
|---|---|---|---|---|---|---|
| Импортные автомобили тыс. ед. | 164,9 | 266,9 | 327,4 | 96,8 | 108,3 | 158,1 |
| Отечественные автомобили тыс. ед. | 206,1 | 276,3 | 295,8 | 65,5 | 54,3 | 50,2 |
|
cumulus
29.11.11, , инфо
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
| Верховна Рада зможе проголосувати дату виборів президента після підписання мирної угоди – Зеленський |
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Україна 24 грудня оголосила про успішне завершення розрахунків за
операцією з реструктуризації ВВП-варантів 2015 року на 2,635 млрд дол.
Власники паперів отримали нові держоблігації; всі ВВП-варанти
анульовано.
Президент України Володимир Зеленський зазначає, що у визначений момент
після підписання мирної угоди або в процесі її реалізації Верховна Рада
буде спроможна проголосувати дату проведення президентських виборів в
країні.
Референдум щодо повної угоди, яка закріпить закінчення війни, може бути
проведений в Україні, але для його проведення необхідно мінімум 60 днів і
повне припинення вогню на цей термін, повідомив президент України
Володимир Зеленський.
Президент Володимир Зеленський представив версію рамкового документа на
20 пунктів між США, Європою, Україною та росією щодо завершення
російсько-української війни.
Діалог щодо підпункту мирного плану, згідно якого США мали отримувати
компенсації за надані Україні гарантії безпеки, продовжується, повідомив
президент Володимир Зеленський під час спілкування з журналістами.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Місцеві ради станом на 26 грудня затвердили 1542 бюджети із 1597, що
становить 97% від їх загальної кількості, йдеться в публікації на сайті
Міністерства фінансів України.
В Україні 26 грудня набирають чинності закони
про розширення переліку та подовження дії митних пільг при імпорті
деяких товарів для оборони та енергетики.
Це не просто заміна паперу на цифру - це перехід української
військової медицини на стандарти НАТО, створення доказової бази для лікування бойових травм та забезпечення соціальної справедливості для захисників.
"Розпочинаємо пошук кандидатів на посади незалежних членів наглядових рад з досвідом у таких сферах: корпоративне управління, управління персоналом, наукомістке машинобудування", - йдеться у повідомлені компанії
Держбюджет на 2026 рік розширює фінансування
публічних інвестицій до ₴111,5 мільярда, ресурсу, який держава спрямовує
на модернізацію критичної інфраструктури, відновлення областей,
підсилення енергетичної стійкості та розвиток транспортних, соціальних,
медичних і освітніх об'єктів.
В Україні з'явився новий вид дозволу - інтегрований довкіллєвий
дозвіл. Він потрібен підприємствам, які мають установки, що можуть
впливати на довкілля і без нього починати роботу заборонено.
Порівняно із минулим тижнем імпорт електроенергії із Європи зріс майже удвічі.
У Південні Кореї затримали 10 колишніх співробітників Samsung, яких
підозрюють у витоку 10-нанометрової DRAM-технології до ChangXin Memory
Technologies (CXMT). Керівники та дослідники нібито злили
DRAM-технології китайській CXMT, що призвело до збитків на трильйони
вон.
Експерти з цифрової безпеки назвали браузери, які мають найгірший рівень
конфіденційності. Google Chrome майже дістався "п'єдесталу".
Michelin представить на виставці Consumer Electronics Show (CES) 2026
в Лас-Вегасі нову лінійку «розумних» шин, здатних в режимі реального
часу відстежувати власний знос і стан.
За даними корейських медіа, ці чипи пройшли кваліфікаційні випробування
NVIDIA та отримали найвищі оцінки серед усіх виробників у ключових
параметрах.
Jaguar завершив виробництво автомобілів з двигунами внутрішнього
згоряння, зібравши останній кросовер F-Pace на заводі в Соліхаллі у
Великій Британії.
Бізнес дещо поліпшив оцінку судової системи України у 2025 році.
Загальний показник судового індексу зріс до 2,75 бала (проти 2,60 бала
торік) за п'ятибальною шкалою. Це найвищий показник за 12 років.
Журналіст-розслідувач New York Times Джон Каррейру, відомий викриттям
шахрайства компанії Theranos, подав позов проти кількох великих
технологічних компаній, які працюють у сфері ШІ. Про це пише Reuters.