Фінансові новини
- |
- 22.12.24
- |
- 05:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
История успеха Wal-Mart
16:07 24.04.2013 |
«Существует один босс - покупатель. Он может сместить любого в компании - от директора до грузчика лишь тем, что просто потратит свои деньги в другом месте», - утверждал Сэм Уолтон, король розничной торговли конца XX века.
Как пишут "Экономические известия", за несколько десятилетий он превратил маленький магазин в центре провинциального городка в крупнейшую в мире сеть розничной торговли Wal-Mart. Принцип у всех торговых точек сети был один - максимальное количество товаров при минимальной цене.
Как все начиналось
Сэм Уолтон родился 29 марта 1918 г. в городе Кинфишер (Оклахома). Его родители были фермерами, но из-за Великой депрессии были вынуждены постоянно менять место жительства и работу. Сэм начал трудится уже в семь лет в качестве разносчика утренних газет.
Кроме того мальчик активно занимался спортом - баскетболом и американским футболом. Впоследствии он вспоминал, что именно футбол научил его настоящей командой игре. Именно там он понял, как можно компенсировать свои минусы за счет партнеров.
После школы Сэм поступил в Университет Миссури, который окончил в 1940 г. по специальности «экономика». Уже в то время он проявлял большой интерес к розничной торговле. Параллельно с учебой Сэм работал менеджером в небольшой компании.
Первый бизнес
По окончанию службы, вернувшись домой, Сэм решил начать собственное дело. Благодаря состоятельному тестю, Уолтон получил кредит на $20 тыс. и заняв у родственников еще $5 тыс., Сэм вместе с супругой открыли в 1945 г. в Ньюпорте (штат Арканзас) свой первый арендованный магазин.
Это была торговая точка по франшизе «Бен Франклин», принадлежащей компании Butler Brothers. При прежнем владельце магазин приносил $72 000 тыс. за год. В первый год работы Уолтон получил $105 тыс. выручки, за второй - $140 тыс., третий - $175 тыс.
Именно на этом магазине предприниматель тестировал технологии, которые позднее принесли успех Wal-Mart: продажа товаров по низким ценам; закупка товаров напрямую у производителя, а не у посредников; более длительная работа магазина в праздничные дни и т. д.
На пятый год работы магазин Уолтона стал лидером по продажам сети «Бен Франклин» в шести штатах. Успех торговой точки раззадорил владельца помещения и тот не стал продлевать договор аренды, сдав помещение для магазина своему сыну.
Начать сначала
Уолтон с семьей переехал в другой городок с населением 3 тыс. человек и открыл новый магазин под вывеской Walton's Five and Dime. В первый год выручка магазина составила $32 тыс. В 1952 г. Уолтон открыл еще один магазин в другом городке. К 1962 г. Уолтон вместе со своим младшим братом Бадом открыли 16 магазинов в штатах Арканзас, Миссури и Канзас.
Уолтон начал привлекать в партнеры директоров магазинов, разрешая им инвестировать в магазины собственные средства. Между магазинами Уолтон перемещался на самолете, которым сам и управлял.
Именно тогда он обратил свое внимание на стратегию низких цен. Для этого Уолтон старался всячески избегать посредников, приобретая товар непосредственно у производителей. Кроме того, он устанавливал розничные цены ниже, чем у конкурентов, предпочитая зарабатывать не на высокой торговой наценке, а на больших объемах продаж.
За эти 10 лет Уолтон не только изучил теорию торгового дела, но и на практике отработал несколько самостоятельно придуманных принципов управления магазином. Больше всего он любил посещать «чужие» магазины и отмечать в своем блокноте интересные идеи.
Кстати, все магазины Уолтона этого периода были формата Mom & Pop (Мама и Папа), хотя в принципе он уже давно мог открыть крупный супермаркет. Он действительно хотел объединить небольшие семейные магазины, где продавцами являются их же владельцы, и огромные супермаркеты, располагающиеся в больших городах. От первых ему нужна была атмосфера, а от вторых - масштаб.
Проблема была лишь в том, где открыть такой магазин. В большом городе сходу это было просто невозможно. Дорогая земля, рабочая сила, конкуренция с крупными и богатыми компаниям - все это были непреодолимые препятствия для мелких провинциалов.
Уолтон подумал, а почему бы не начать с открытия больших супермаркетов на окраинах маленьких городов. Аренда там стоила намного дешевле, да и рабочая сила была не столь дорогой как в центре города. Тогда-то и сформировалась будущая стратегия Wal-Mart.
Покорение страны и мира
Первый маркет Wal-Mart открылся в июле 1962 года в г. Роджерс штат Арканзас. Сэму Уолтону было уже 44 года. Название Wal-Mart было выбрано из-за малого количества букв - дешевле стоили вывески. Супермаркет сразу же привлек к себе внимание местных жителей.
Основной идеей всей сети магазинов было «Низкие цены. Постоянные распродажи». Также он отличался дружелюбной атмосферой маленького семейного магазина. Работниками этого магазина и последующих стали местные жители, что еще больше располагало их к компании.
За пять лет Уолтон открыл 24 маркета, приносивших ежегодно свыше $12 млн. Постепенно сеть Wal-Mart вышла за пределы своего штата и становится национальной американской торговой сетью.
К своему 25-летию компания не только позиционировалась как одна из крупнейших в стране, имея около 1200 магазинов, но и обладала самой обширной частной спутниковой сетью в мире, позволявшей в режиме реального времени контролировать объемы продаж и товарных запасов.
В 1988 г. Сэм Уолтон передал пост генерального директора Дэвиду Глассу, продолжая, как и ранее, принимать активное участие в управлении компанией, будучи председателем совета акционеров. Был открыт первый суперцентр в Вашингтоне.
В 1990 гг. торговая сеть выходит на зарубежные рынки: в 1995 г. жители Бразилии и Аргентины узнали о Wal-Mart, а в 1999 г. и европейцы - компания пришла в Великобританию, купив местную розничную сеть Asda. Сеть быстро росла и в 2002 г. впервые была названа крупнейшей корпорацией мира по версии Fortune 500.
В 2005 г. компания объявила, что намерена перейти на использование только возобновляемых энергоисточников. И вскоре открылись три новых экспериментальных магазина в Техасе, Колорадо и Неваде, использующих для получения энергии ветряные турбины, солнечные батареи и биотопливо.
Спустя два года на смену лозунгу компании, прослужившему 19 лет «Всегда низкие цены, всегда» (Always low prices, always), приходит новый - «Экономь деньги. Живи лучше» (Save money. Live better). В 2008 г. торговая сеть была официально переименована в Walmart Stores, Inc.
Правила дядюшки Сэма
Сэм Уолтон выработал целый ряд корпоративных принципов, известных каждому «партнеру», - так в сети принято называть всех сотрудников. Например, «правило заката» - аналог знаменитой поговорки «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».
Тогда же Уолтон сформулировал «принцип трех метров». Все сотрудники магазинов оказавшись на этом расстоянии от клиента, должны посмотреть ему в глаза, поприветствовать и предложить помощь.
Все торговые центры сети Wal-Mart спланированы одинаково. Таким образом, в каком бы городе ни оказались постоянные покупатели сети, они быстро находят нужные секции и товары.
Снижение расходов стало основным пунктом стратегии Уолтона. Этой цели были подчинены все его менеджерские решения: и открытие магазинов в мелких населенных пунктах, и приобретение дешевых складских помещений на окраинах, и расширение торговых залов. Уолтон первым начал размещать кассы у выхода из торгового зала, что позволило обслуживать больше покупателей меньшим количеством продавцов.
Все магазины Wal-Mart пестрели значками, сообщавшими покупателям о выгодных скидках. Кстати, около 40% продукции либо выпускается под собственной торговой маркой, либо поступает от компаний, с которыми Wal-Mart имеет прямые контракты.
Магазины сети торгуют практически всем: электроникой, мебелью, компьютерами и ПО, игрушками и товарами для детей, фототехникой, косметикой, спортивными товарами, медикаментами, разнообразной мелочью для дома, посудой, книгами и компакт-дисками и т.д. С осени 2009 г. в ассортименте появились гробы, причем купить их можно в рассрочку.
Две стороны одной компании
Сэм Уолтон тратил много денег на благотворительность, которую никогда не афишировал. Всю жизнь прожив в провинциальных городках и разъезжая по ним на своем пикапе, он хорошо знал их проблемы.
После открытия каждого магазина учреждал стипендии для студентов местных колледжей и периодически проводил благотворительные распродажи. Помимо учебных заведений деньги жертвовались зоопаркам, библиотекам, больницам, театрам, церквям, пожарным.
Существует и «темная сторона» Wal-Mart. Компанию часто обвиняли в том, что она изменила культуру маленьких городов Америки, не оставив камня на камне от небольших семейных магазинов. Из-за Wal-Mart закрываются конкуренты, что приводит к безработице. Наконец, торговая сеть ведет постоянную борьбу с поставщиками за снижение цен. Все это отрицательно сказывается на качестве товаров.
Неудивительно, что вышедшая в 1992 г. автобиография Уолтона «Made in America: My Story» быстро стала бестселлером и вызвала такой резонанс, что его заслуги перед отечеством уже нельзя было не заметить. И в марте 1992 г. самый богатый человек Америки получил медаль Свободы из рук президента Джорджа Буша-старшего.
Сэм Уолтон умер в 1992 г. в возрасте 90 лет от миеломы. Его финансовое состояние, которое тогда, по оценкам журнала Forbes, составляло $58,6 млрд., было разделено между супругой и детьми.
Семья Уолтонов владеет 50% акций компании - крупнейшей розничной сетью Америки и крупнейшим частным работодателем в мире (2,2 млн. человек персонала), состоящей из более 10130 магазинов в 27 странах мира.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :