Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Эксперты предупредили о растущих угрозах для бюджетов российских регионов

08:28 11.11.2015 |

 

В 2016 году регионам России предстоит гасить долги на 400 млрд руб., а их расходы на обслуживание долга в этом году выросли на 32%. При этом федеральный центр планирует сократить помощь, а значит риски для бюджетов возрастают.

Долги российских регионов с 2012 года растут ускоренными темпами, и в 2015-2016 годах финансовые показатели регионов продолжат ухудшаться, предупредило во вторник агентство Standard & Poor's в обзоре «Система общественных финансов: российские регионы». Опасения по поводу роста госдолга субъектов РФ разделяют и Счетная палата, и эксперты ведущих экономических институтов - ВШЭ, РАНХиГС, Института Гайдара: все они в своих заключениях на проект госбюджета 2016 года написали об этой проблеме.

По данным Счетной палаты, в 2016 году регионам предстоит погасить 400 млрд руб. рыночных обязательств. Госдолг регионов стабильно растет с 2012 года, пишет ведомство в своем заключении на проект бюджета. Быстрее всего он увеличивался в 2013 году - на 28,6%, в 2014 году - на 20%. В этом году прирост пока составляет только 4%, но в конце года субъекты, как правило, существенно наращивают обязательства. При этом расходы регионов на обслуживание уже накопленных долгов в этом году возросли почти на треть - до 104,6 млрд руб.

Больше всего регионы задолжали российским и зарубежным коммерческим банкам, а также международным финансовым организациям - 37,6% от общего объема долга. Еще 37,3% долга приходятся на бюджетные кредиты.

Расходная часть региональных бюджетов остается стабильной или увеличивается, да и с доходами возникает целый ряд проблем. В частности, по регионам ударит ожидаемое сокращение межбюджетных трансфертов. Поскольку давление на расходную часть федерального бюджета «огромное», пишет S&P, перераспределение доходов в пользу регионов будет затруднено. «Риски увеличения несбалансированности региональных бюджетов в следующем году возрастают», - считают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара.

Нестабильные доходы

Одна из проблем региональных бюджетов - постоянные изменения законодательства. Согласно обзору S&P, в последние восемь лет менялись ставка налога на прибыль и порядок перечисления акцизов, вводились вычеты по НДФЛ, усиливалась централизация НДПИ. Контролируемые на федеральном уровне доходы составляют основную часть доходов регионов: на НДФЛ и налог на прибыль приходится в среднем более 50% доходов субъектов. По оценкам S&P, регионы могут сами контролировать лишь около 10% всех своих доходов (такие как продажа имущества и сборы).

В то же время расходы региональных бюджетов не снижаются - более того, правительство регулярно добавляет к ним новые обязательства. В предвыборный период 2011-2012 годов субъектам пришлось по требованию федерального центра увеличить заработные платы учителей и врачей, что усилило давление на их бюджеты, а полной компенсации в виде трансфертов или налоговых доходов они не получили.

Дополнительная проблема - неравномерные возможности субъектов по генерированию доходов, отмечает S&P. На десять регионов - Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Ханты-Мансийский автономный округ, Татарстан, Красноярский край, Свердловскую область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Башкортостан - приходится более 50% ВВП страны, а проживает в них только треть населения. Сильные регионы, выигрывающие от конструкции налоговой системы (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа) демонстрируют операционный профицит бюджета выше 15%, в то время как слабые регионы (Магаданская область, Красноярский край) зачастую фиксируют операционный дефицит, пишет S&P.

Не хватит дотаций

Государственный долг российских регионов к концу 2015 года достигнет 2,3 трлн руб., увеличившись на 100 млрд руб., прогнозирует Счетная палата. С учетом муниципальных долгов совокупный долг регионов к концу года достигнет почти 3 трлн руб., оценивает S&P. К концу 2016 года размер регионального долга может вырасти до 2,6 трлн руб., сообщила депутатам Госдумы 7 ноября первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.

Эксперты S&P упоминают риски рефинансирования в числе основных рисков регионов. В 2014 году долг регионов в среднем равнялся 40% текущих доходов, и в среднесрочной перспективе S&P прогнозирует увеличение показателя. В половине регионов долговая нагрузка составляла более 60% доходов, в 12 субъектах она превышала 100% доходов.

Долг регионов будет расти из-за недостатка дотаций, предусмотренных для регионов федеральным центром в проекте бюджета 2016 года, сообщил на заседании бюджетного комитета 7 ноября Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты. По его мнению, то, что ситуация с долгами регионов «уже дошла до края», фактически признал и Минфин: министерство решило распределить между регионами дополнительные 45 млрд руб. в конце 2015 года. По подсчетам Росляка, в госпрограмме распределения средств регионам следовало предусмотреть на 200 млрд руб. больше по сравнению с 655 млрд руб., которые заложены в проект сейчас.

«Субъекты Российской Федерации, скорее всего, не смогут компенсировать влияние сокращения расходов на межбюджетные трансферты из федерального бюджета», - согласны эксперты НИУ ВШЭ. На прошлой неделе они писали, что в 2016 году межбюджетные трансферты регионам из федерального центра снизятся на 3,9%. Они отмечают, что реальное сокращение расходов бюджета (в ценах 2014 года) еще заметнее - это 17,7%. В процентах к ВВП трансферты снизятся с 2,24% в 2015 году до 2,01% в 2016-м.

Долг и дефицит​

Впрочем, сокращение трансфертов регионам планируется каждый год, но по факту трансфертов предоставляется всегда больше плана, говорит РБК Карен Вартапетов, заместитель директора группы государственных финансов S&P. «В частности, в этом году планировалось почти 12-процентное номинальное снижение трансфертов, а по данным за девять месяцев, падения почти не было», - приводит он пример.

Однако, даже если трансферты не снизятся, 2016 год станет сложным для регионов. С одной стороны, темпы роста НДФЛ и налога на прибыль будут значительно ниже темпов инфляции. С другой - несмотря на смягчение требований указов президента по повышению зарплат бюджетников, поддержание уже достигнутого уровня социальных расходов потребует от регионов больших усилий, схожих с теми, которые предпринимаются в 2015 году, отмечает Вартапетов. «За первые девять месяцев этого года расходы регионов выросли на 5%», - поясняет он.

Тем не менее экстраординарная поддержка не всегда предоставляется своевременно. В феврале этого года Новгородская область в условиях ограниченного доступа к средствам рефинансирования не провела вовремя платеж по кредиту ВТБ, не сумев привлечь новый коммерческий кредит. По определению S&P, такой пропущенный платеж квалифицируется как дефолт. Получить бюджетный кредит регион также не смог, потому что на тот момент еще не было позиций по их распределению, пояснял тогда РБК источник в департаменте финансов Новгородской области. В итоге регион договорился с ВТБ о рефинансировании своей задолженности.

За матеріалами: РБК daily
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,1153
 0,1948
0,49
EUR
1
43,4910
 0,1773
0,41

Курс обміну валют на 24.05.24, 10:43
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7750  0,14 0,34 40,2992  0,15 0,36
EUR 42,9769  0,08 0,18 43,7704  0,12 0,27

Міжбанківський ринок на 24.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,0500  0,18 0,46 40,0650  0,16 0,41
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес