Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Деньги украинских компаний постепенно возвращаются в банковскую систему

Деньги украинских компаний постепенно возвращаются в банковскую систему. Об этом свидетельствует статистика Нацбанка. За 10 месяцев 2010 г. объемы средств юридических лиц в банках увеличились почти на 20% — до 139 млрд грн.

Ввод-вывод

Эксперты не склонны объяснять положительную динамику единственно повышением деловой активности в стране, ведь по итогам 2010 г. ожидается прирост ВВП всего на 5%.

Говорить же об уменьшении доли теневой экономики в нынешних условиях более чем неуместно. Большинство опрошенных БИЗНЕСом участников рынка связывают стремительный приток средств юридических лиц в банках с политической обстановкой в стране.

“Выбрали нового Президента, вот бизнес, особенно крупный, и начал постепенно возвращать из офшоров средства, припрятанные там от греха подальше в разгар кризиса и политического противостояния”, — отмечает банкир, пожелавший остаться неназванным.

Действительно, по данным НБУ, внешняя задолженность корпоративного сектора (небанковские компании) только за первое полугодие 2010 г. увеличилась на $2,5 млрд (т.е. на 20 млрд грн.) — почти до $46 млрд.

По мнению банкиров, основной поток средств — это кредиты, которые крупные отечественные корпорации получили от родственных офшорных компаний (см. “Банкир — об источниках”).

Напомним (см. статью "Юрлицом вышли"), что отток средств юридических лиц из банковской системы начался в октябре 2008 г. Это было связано с утечкой капитала за рубеж и массовым уходом бизнеса в тень (см. также БИЗНЕС №29 от 20.07.09 г., стр.25).

Процесс продолжался почти полтора года — до марта 2010 г. Для сравнения: отток средств частных вкладчиков сменился притоком на год раньше — еще в апреле 2009 г.

Деньги украинских компаний постепенно возвращаются в банковскую системуЗа период кризиса компании вывели из банковской системы 35,5 млрд грн. (которые предварительно конвертировались в валюту), или почти треть общего объема гривневых остатков, а также $1,3 млрд (почти 21%) в валюте. В то же время за восемь месяцев текущего года (март — октябрь) в банки вернулись 26,7 млрд грн. и $300 млн.

Таким образом, для восстановления реального докризисного объема корпоративных депозитов банковской системе не хватает почти 9 млрд грн. и $1 млрд. Хотя номинально (без учета девальвации гривни) средства юридических лиц в финучреждениях уже превысили докризисный уровень (см. “Объем средств…”).

Депозитная структура

Средства, возвращаемые отечественными корпорациями из офшоров, временно оседают на банковских счетах. Как уже писал БИЗНЕС (см. статью "Cо дна на день"), больше всего средств корпоративные клиенты вернули в крупные финучреждения — Укрэксимбанк, ПриватБанк и “ВТБ Банк”.

Кстати, первые два банка возглавляют группу лидеров по объему средств, привлеченных от корпоративных клиентов (см. “Топ-10 банков…”).

Деньги украинских компаний постепенно возвращаются в банковскую системуОтметим также, что некоторые крупные банки, несмотря на общую тенденцию, теряли деньги корпоративных клиентов. Наибольшие потери — у Ощадбанка (–5 млрд грн.). Отрицательная динамика наблюдалась также в “Дельта Банке” (–520 млн грн.), Сведбанке (–460 млн грн.) и банке “Форум” (–416 млн грн.).

“Это объясняется наличием в банке избыточной ликвидности. Сейчас мы сознательно не привлекаем деньги от корпоративных клиентов”, — объяснил Ярослав Колесник, председатель правления банка “Форум” (г.Киев; с 1994 г.; 3,5 тыс.чел.). Любопытно, что избыточная ликвидность не мешает этому банку наращивать объем более дорогих депозитов населения.

“Депозит частного клиента позволяет привлечь его на комплексное обслуживание. Однако мы не используем депозиты для привлечения юридических лиц. Для этого у нас имеются другие инструменты. Тем более что ресурсы компаний намного “короче”, чем частные вклады”, — отстаивает свою позицию г-н Колесник.

Любопытно, что, по данным НБУ, львиная доля — почти 97% — средств привлекается в национальной валюте. Тем не менее банкиры отмечают, что реально деньги поступали в валюте, но потом конвертировались в гривню на межбанке.

Таким образом фиксировалась прибыль. Ведь два года назад доллары покупали по 5 грн./USD, а в этом году продавали по 8 грн./USD. Кстати, именно с марта предложение валюты на межбанке начало превышать спрос, и НБУ получил возможность пополнять резервы.

В результате по состоянию на 1 ноября доля гривневых депозитов юрлиц составила почти 70%. Отметим: в нормальных условиях валютная структура денежных ресурсов компании почти полностью зависит от специфики ее деятельности.

То есть, в идеале, только компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью (экспорт-импорт), могут иметь значительные остатки валютных средств. В отличие от физических лиц, корпоративные клиенты не могут (по крайней мере, легально) свободно конвертировать свои средства в другие валюты.

Таким образом, по структуре остатков можно судить о характере клиентуры того или иного банка. Например, в структуре депозитных баз ПриватБанка и Укрэксимбанка преобладает валюта. По объему валютных средств в группу лидеров входят также ПУМБ (2,1 млрд грн.), Донгорбанк (1,5 млрд грн.), банки “Финансы и Кредит” (1,4 млрд грн.) и “Південний” (1,3 млрд грн.).

Текучка

Стоит также напомнить, что почти две трети объема средств юридических лиц в банках — это остатки на текущих счетах компаний. И только около 35% средств (примерно 50 млрд грн.) — срочные депозиты. Впрочем, есть финучреждения, у которых объем срочных вкладов больше, чем объем остатков на текущих счетах.

В их числе, в частности, такие крупные игроки, как “Альфа-Банк”, Брокбизнесбанк, банки “Финансы и Кредит”, “Південний” и “Форум”. Однако корпоративные клиенты крайне редко размещают в банках свободные средства на длительные сроки. Так, по данным НБУ, более 60% срочных вкладов размещены на срок около одного года.

Более того, в текущем году корпоративные клиенты чаще всего размещают в банках вклады на срок, не превышающий одного месяца. Из 30 млрд грн., поступивших на срочные депозиты юридических лиц в октябре, почти 17 млрд грн. были размещены не более чем на месяц (см. “Структура…”).

Таким образом, у банков есть все условия, чтобы ежемесячно бороться за ресурсную базу корпоративных клиентов. Не последнюю роль при этом играют предлагаемые процентные ставки по депозитам юрлиц. Следует отметить, что они уже сейчас намного ниже, чем по вкладам населения, и продолжают снижаться.

Так, с начала года средневзвешенные ставки по гривневым депозитам юрлиц на срок не более одного года уменьшились почти втрое — до 3% годовых. Тогда как стоимость долларовых ресурсов аналогичной срочности снизилась в 2 раза — до 4,9% годовых (см. “Средневзвешенные…”).

Деньги украинских компаний постепенно возвращаются в банковскую систему“Банки, входящие в структуру крупных групп, устанавливают по валютным депозитам родственных компаний нерыночные, завышенные процентные ставки”, — объясняет парадокс казначей крупного банка, пожелавший остаться неназванным. По его словам, на срочных валютных депозитах часто оседают средства от размещения еврооблигаций, которые осваиваются постепенно.

С начала этого года сразу несколько украинских компаний привлекали ресурсы с внешних рынков (см. статью "Ввязаться в долги"). Любопытно, что большинство банков — лидеров рынка корпоративных депозитов держат в секрете ставки по вкладам.

“Процентные ставки по депозитам являются конкурентоспособными и устанавливаются каждую неделю в соответствии со ставками, действующими на рынке среди 20 ведущих банков. В зависимости от валюты, объема средств и срока, на который размещается депозит, размер процентной ставки определяется индивидуально”, — говорится на сайте Проминвестбанка.

Из Топ-10 лидеров открыть карты решились только два банка — ПриватБанк и “ВТБ Банк”, которые в открытом доступе разместили депозитные тарифы на своих сайтах.

Диапазон расценок впечатляет. С 29 ноября ПриватБанк готов платить по гривневому депозиту на один-два месяца 5,5% годовых, по валютному — 4% годовых. Тогда как “ВТБ Банк” обещает по вкладам на аналогичный срок 3,5% — в гривне и 2,5% годовых — в долларах США.

Как правило, текущие счета, через которые проходит основной оборот, корпоративные клиенты открывают в банках, предоставляющих им кредитный ресурс. Это требование почти всех банков-кредиторов.

“Если компания кредитуется в банке, туда же переводятся и основные денежные потоки. Хотя многое зависит от специфики деятельности. Если речь идет о розничной торговле, то очень важно, чтобы банк был готов предоставлять услуги по инкассации наличных”, — уточняет Александр Жарко, финансовый директор компании “МТР-Групп” (г.Харьков; продажа одежды; с 2000 г.; 300 чел.).

В то же время это условие не распространяется на срочные вклады — их компании вольны открывать в любом банке (см. “Банкир — о ставках”). Однако, по признаниям участников рынка, лишь немногие фирмы имеют свободные деньги для размещения их в банках на определенный срок.

“Сейчас мы не располагаем свободной денежной массой, чтобы просто размещать срочные депозиты. Мы это делаем, только когда нам нужна банковская гарантия. При этом процентный доход по депозиту должен быть не меньше, чем стоимость этого инструмента. Депозит выступает в качестве обеспечения по банковской гарантии”, — рассказывает Александр Жарко.

Клиент — о выборе

Дмитрий Ермоленко (46), основатель и исполнительный директор компании Meratex (г.Москва, РФ; розничная торговля фирменной одеждой; с 2002 г.; 1,2 тыс.чел.):

— Мы очень мало средств размещаем на срочных депозитах, долгосрочными вкладами не пользуемся вовсе. Это связано с тем, что компания достаточно интенсивно развивается (открывает 6-8 магазинов ежегодно), поэтому, наоборот, нам требуются заемные ресурсы.

Тем не менее иногда размещаем в банках средства на два-три месяца. Вообще, при выборе банка важным критерием является процентная ставка. Однако важность этого критерия зависит от суммы депозита как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Одно дело, когда речь идет о крупном депозите по отношению к величине выручки компании. И совсем другое — если размещается небольшая сумма. В таком случае разница в ставках в 1 п.п. погоды не сделает.

Поэтому для удобства мы стараемся открывать срочные депозиты только в тех банках, в которых получаем расчетно-кассовое обслуживание.

Кроме того, вследствие специфики деятельности компании, часто приходится досрочно изымать депозит, поэтому нам важны лояльные условия в таких ситуациях.

Банкиры — ...

...о ставках

Владислав Кравец (36), член правления Проминвестбанка (г.Киев; с 1992 г.; 10 тыс.чел.):

— Мы не публикуем ставки по депозитам для корпоративных клиентов, так как считаем, что необходимо очень гибко, чуть ли не в режиме “он-лайн”, определять их в зависимости от состояния рынка. Кроме того, процентная ставка по депозиту — это предмет оперативных и непростых переговоров.

К примеру, если клиент хочет получать по депозиту не 10%, а 10,5% годовых, то, что бы мы ни написали на сайте, если не предложим желаемую цену, клиент не согласится. Торги начинаются при сумме депозита, превышающей 1 млн грн.

В то же время крупные клиенты могут положить на срочные депозиты и 300 млн грн. Для банка очень важен срок депозита, в то же время почти ни у кого нет средств, чтобы положить их на срок хотя бы не менее года. Чаще всего компании готовы размещать средства на один месяц.

...об источниках

Виктор Горбачев (50), заместитель председателя правления “Райффайзен Банка Аваль” (г.Киев, с 1992 г.; 15 тыс.чел.):

— Достаточно часто корпоративные клиенты получают кредиты от нерезидентов, в частности, кипрских компаний. Таким образом, выведенный капитал возвращается в Украину — это самый легальный способ, который, впрочем, предусматривает получение лицензии от НБУ.

Впоследствии данные средства учитываются как средства юридических лиц в банках. Естественно, что компании, привлекающие подобные кредиты, не в состоянии освоить их сразу в полном объеме, поэтому средства оседают на срочных депозитах. Еще один источник средств — это нерезиденты — покупатели ОВГЗ.

Они направляют в страну ресурсы, которые также учитываются как средства юридических лиц. Прирост остатков средств на текущих счетах компаний объясняется замедлением оборачиваемости рабочего капитала.

Если до кризиса предприятия направляли свободную ликвидность в производство товара (т.е. работали на склад), то сейчас бизнес старается придерживать “кэш” и выполнять заказы только по мере их поступления.

Гриньков Дмитрий Михайлович

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на вчора
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,6545
 0,1040
0,26
EUR
1
43,5450
 0,0262
0,06

Курс обміну валют на вчора, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,3180  0,04 0,09 40,9236  0,02 0,04
EUR 43,2952  0,10 0,23 44,0648  0,07 0,16

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,5200  0,16 0,41 40,5400  0,16 0,39
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес