Фінансові новини
- |
- 03.01.25
- |
- 23:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Каковы выгоды от найма бывших сотрудников
12:20 27.10.2010 |
---
Boomerang employers - так на Западе называют сотрудников, которые, однажды покинув компанию, затем возвращаются на прежнее место работы. Востребованы ли бывшие сотрудники на украинском рынке труда и каковы выгоды от их найма для работодателя?
Он сам мне позвонил... Мы встретились... Денег мне предложил еще меньше, чем до моего ухода полтора года назад... И на ту же должность, с которой я ушла. Хотя я, поработав в других проектах и набравшись опыта, могла бы претендовать на большее... Он даже не сказал, кто будет моим начальником, представляешь!.. И вообще - вел себя так, будто, предлагая работу, делает мне одолжение. Естественно, я отказалась», - этот возмущенный монолог вылила на меня одним прекрасным осенним вечером моя знакомая - PR-менеджер крупной украинской компании, когда мы сидели в кафе и болтали об офисных буднях и превратностях судеб «белых воротничков». Дело в том, что полтора года назад она уволилась из рекламной компании ради интересного, но временного проекта. Незадолго до его закрытия ее бывший начальник позвонил ей и предложил вернуться. Остальное вы уже знаете.
К чему я все это? Да к тому, что у нас еще многие считают, будто возвращение на прежнее место работы - нечто «неприличное», о чем принято говорить лишь шепотом. Работодатели думают, что делают своим экс-сотрудникам одолжение, нанимая их вновь, а последние нередко чувствуют себя предателями, которых «простили». Хотя на самом деле, принимая на работу таких «возвращенцев», работодатель во многих случаях только выигрывает, и у работника есть полное право держать голову высоко. В западных компаниях это уже давно поняли и достаточно лояльно относятся к повторному приему ушедших сотрудников на работу. А некоторые даже закладывают такую возможность в своей кадровой стратегии. В Украине же только начинают к этому приходить.
Кадровый тренд
Согласно исследованиям Gartner Group и Recruiting Trends, проведенным в прошлом году, в США и странах Западной Европы до 60% крупных и средних предприятий повторно принимают в штат бывших работников. Интересно, что в Украине этот показатель еще выше. Согласно эксклюзивному исследованию, проведенному специально для «Инвестгазеты» порталом rabota.ua, 770 (86,5%) из 890 опрошенных HR-менеджеров украинских компаний заявили о том, что в их практике нередки случаи возвращения «блудных» специалистов. На данный период этого года процент «возвращенцев» в компаниях в среднем составляет 12,11%. Примечательно, что этот показатель меньше, чем в докризисный 2008 год (16,36%), и несколько выше, чем в 2009 году (11,37%).
Налицо тот факт, что многие отечественные компании достаточно лояльно относятся к бывшим сотрудникам и принимают их на работу вновь. В компанию Brain Source International, например, за последние три года вернулись четыре сотрудника. В Apple Consulting за 10 лет существования компании вернулись всего двое. В IDS было до 10 случаев возвращений за более чем десятилетнюю историю компании. В центральном украинском офисе McDonalds за последние два года в компанию вернулись двое сотрудников, тогда как в ресторанах такие случаи более распространены.
В целом наш опрос показал, что в подавляющем большинстве компаний трудятся работники, которые уже однажды уходили. Однако отношение к таким «возвращенцам» со стороны работодателей отличается, как и условия повторного приема на работу.
Со знаком «+»
Несмотря на оптимистичные результаты исследования («Инвестгазеты» и портала rabota.ua), многие руководители относятся к возвращению бывших сотрудников если не крайне негативно, то скорее отрицательно, делятся наблюдениями эксперты. «Зачастую такая позиция вызвана мнением, что уволившиеся специалисты «изменили» компании и «прощения» не достойны. Некоторые фирмы «оформляют» такое мнение в корпоративную политику и четко доносят данное сообщение до всех действующих сотрудников. Бывают даже случаи, когда дружеское посещение офиса компании бывшими работниками не приветствуется», - объясняет Алексей Юрченко, генеральный директор компании «Хадсон» в Украине.
Однако в большинстве украинских организаций возвращение бывших сотрудников все больше становится привычной практикой. В компании ГСК («ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина») отмечают, что примеры возвращения работников укрепляют позицию компании как работодателя. «Если сотрудники возвращаются после опыта работы в других организациях, значит, мы являемся для них привлекательными. Также это сигнал всем сотрудникам ГСК о том, что компания ценит достойных специалистов», - отметили в «ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина».
Среди преимуществ повторного приема на работу экс-работников - максимально быстрая интеграция и, соответственно, наименьшее время достижения максимального уровня производительности. Такой сотрудник знает содержание работы, знаком с корпоративной культурой фирмы, многими коллегами. Для такого «нового старого сотрудника» нет необходимости делать полноценные программы по внедрению в коллектив, проводить основные тренинги и т.д. «Бывший сотрудник лучше, чем человек со стороны, знает работу компании, ее клиентов, деловых партнеров. Поэтому ему нужно меньше времени, чтобы адаптироваться, научиться, начать полноценно работать», - говорит Елена Ткаченко, советник адвокатской фирмы «ПАРИТЕТ». Кроме того, в такой ситуации ни одна из сторон не покупает «кота в мешке», что в большей или меньшей степени происходит, когда компания нанимает сотрудника впервые.
«В настоящее время мы подумываем о возвращении в компанию одного нашего коллеги, прекрасно понимая его слабые стороны. Но также прекрасно понимаем, что это уже готовый специалист, в которого мы инвестировали ранее. Он войдет в проект уже через неделю. Если брать нового человека, на его обучение и адаптацию уйдет как минимум четыре-шесть месяцев», - рассказывает Юлия Плиева, генеральный директор компании Apple Consulting.
Показательна в данном случае история Елены Ткаченко, которую на работу в адвокатскую фирму «ПАРИТЕТ», где она сейчас занимает должность советника, принимали аж три раза. Первый раз она была принята на должность помощника адвоката. «Затем, сдав экзамен, я стала адвокатом, а потом дополнительно - начальником отдела. Первый раз я уходила из этой фирмы в связи с тем, что уезжала в другую страну, как тогда думала «навсегда». Некоторое время спустя вернулась и пришла к управляющему партнеру с вопросом: «Хотите нанять меня еще раз?» В результате я была принята на ту же позицию, с которой ушла - адвокат. Через несколько лет я вновь ушла - работала и корпоративным юристом, и старшим юристом, советником, партнером в юридических компаниях. В определенный момент нужно было принимать решение о том, как я вижу свою дальнейшую профессиональную деятельность. Из тех возможностей, которые я для себя видела, я в третий раз выбрала адвокатскую фирму «ПАРИТЕТ», куда и вернулась спустя восемь лет, но уже на более высокую позицию советника», - рассказала она историю своих карьерных мытарств.
Случай Елены Ткаченко относится к тем 28,8% случаев, когда экс-сотрудники были приняты обратно на более высокую позицию. Большинство же опрошенных в ходе исследования порталом rabota.ua HR-менеджеров (57,7%) ответили, что однажды ушедшие работники чаще всего принимаются на ту же должность, с которой уходили. Именно такой подход в трудоустройстве сотрудников-«бумерангов» практикуют в VAB Банке: «Если наш бывший сотрудник возвращался, и компания принимала решение в пользу его повторного трудоустройства, то, как правило, он возвращался примерно на ту же позицию, с которой ушел». Интересно, что согласно исследованию, бывало даже так, что работники возвращались и на более низкие позиции. О таких случаях заявили 14,1% опрошенных работодателей.
Если говорить о минусах приема экс-сотрудников, то, согласно мнению работодателей, их не так уж много. Основной - спорный вопрос о мотивации ранее уволившегося кандидата. Раз человек ушел, значит, что-то его не устраивало, и не факт, что это недовольство по отношению к работодателю не проявится вновь. На небольших рынках, таких как, например, консалтинг, существует большая миграция персонала, и нередки случаи, когда специалист переходил к прямому конкуренту. Некоторые работодатели относятся к этому достаточно болезненно и долго не могут «простить» своему бывшему сотруднику этой «измены». Хотя есть и противоположные примеры. «Работодатели радуются, когда удается выхватить своих бывших сотрудников, а те уже обладают информацией о том, что творится у конкурента, и т.д. Своеобразная разведка», - продолжает Юлия Плиева.
Как правильно уйти, чтобы вернуться?
Опрос респондентов*
- Без конфликтов и предварительно предупредив руководство, что ты увольняешься...
- Без скандала, корректно, не «хлопая дверью»...
- Правильно закрыть все вопросы, передать дела, не говорить ничего плохого о компании и руководстве...
- Ни с кем не ругаться напоследок, «не бить горшков», ни о каких двух неделях на увольнение нет и речи, можно уходить и месяц, и два...
- Предупредить об уходе, согласовать его время...
- Попрощаться с сотрудниками, обменявшись контактами, а не мнениями...
- Без конфликтов, соблюдая процедуру увольнения, предусмотренную в компании...
- Договориться о завершении проектов, требующих выполнения, и сдержать слово...
- С ярким результатом (хотя бы последний месяц)...
- Мирно, хорошо уходить, подобрав все «хвосты»...
- Уйти по-хорошему, объяснив мотивы, выполнив обязательства перед работодателем и тем самым сохранив деловые отношения.
- Честно объяснить причины ухода, помочь найти замену.
Не уходите по-английски!
Способ и форма «ухода» из компании для большинства работодателей являются одним из ключевых элементов для принятия решения о возможном возвращении сотрудника-«бумеранга». И здесь в первую очередь стоит вопрос порядочности, честности и прозрачности отношений. «Если человек ушел, потому что у него не было возможности роста в компании, но он получил опыт и хочет вернуться - «дверь для него открыта». Если же сотрудник, уходя, скрыл свой переход к конкуренту или повел себя непорядочно, вряд ли его возьмут на работу еще раз», - говорит Алексей Юрченко. Он приводит пример «правильного» ухода работников из финансовой сферы: «Для них характерно, что, несмотря на формальные обязательства уведомить работодателя «за две недели», большинство специалистов уровня финансовых менеджеров, директоров, главных бухгалтеров планируют оставаться у нынешнего работодателя как минимум «до закрытия квартала». Это одно из проявлений лояльности, которое важно для репутации, позитивных рекомендаций и возможности возвращения».
Результаты эксклюзивного исследования,
1. Были в вашей практики случаи, когда бывшие сотрудники возвращались работать в компанию?
|
Количество респондентов, % |
Количество респондентов |
Да |
86,5 |
770 |
Нет |
13,5 |
120 |
2. Какой процент возвращающихся был в вашей компании в:
|
Количество респондентов, % |
Количество респондентов |
2008 г. |
16,36 |
396 |
2009 г. |
11,37 |
395 |
2010 г. |
12,11 |
407 |
3. Через какое время сотрудники чаще всего возвращались?
|
Количество респондентов, % |
Количество респондентов |
Менее чем через год |
51 |
308 |
Через год |
30,8 |
186 |
Через 2-3 года |
16,2 |
98 |
Через 3-5 лет |
1,7 |
10 |
Белее чем через 5 лет |
0,3 |
2 |
4. Как преимущественно изменяется уровень позиции работника по возвращении?
|
Количество респондентов, % |
Количество респондентов |
Остается на прежнем уровне |
57,7 |
344 |
Становится ниже |
14,1 |
84 |
Становится выше |
28,2 |
168 |
5. Оцените весомость перечисленных причин возвращения: от 1 (не важная причина) до 6 (очень весомая причина)
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество респондентов |
Предложение лучших условий работы |
21,8% (108) |
14,9% (74) |
15,1% (75) |
13,9% (69) |
13,9% (69) |
20,4% (101) |
496 |
Лояльность к компании |
18,1% (90) |
13,9% (69) |
21,4% (106) |
16,3% (81) |
16,3% (81) |
13,9% (69) |
496 |
Недовольство другим работодателем по сравнению с прежним |
7,5% (37) |
6% (30) |
14,5% (72) |
14,7% (73) |
22,6% (112) |
34,7% (172) |
496 |
Родной коллектив |
10,7% (53) |
11,3% (56) |
19,6% (97) |
18,1% (90) |
22% (109) |
18,3% (91) |
496 |
Безысходность положения (ничего не смог найти более подходящего) |
17,7% (88) |
14,5% (72) |
13,7% (68) |
13,3% (66) |
15,5% (77) |
25,2% (125) |
496 |
Изменение состава руководства/политики компании |
35,3% (175) |
16,1% (80) |
15,3% (76) |
10,5% (52) |
12,9% (64) |
9,9% (49) |
496 |
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :