Фінансові новини
- |
- 04.01.25
- |
- 00:15
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Либерализация газового рынка будет: только где, когда и для кого?
18:24 12.07.2010 |
Верховная Рада Украины приняла Закон об основах функционирования рынка природного газа в Украине. Таким образом, Украина пообещала Европейскому союзу и субъектам газового рынка равный доступ к газотранспортной системе и конкурентные принципы ведения бизнеса. СМИ поспешили заявить о разделении НАК «Нефтегаз Украины». Так ли это?
Принятый Закон о либерализации (как его часто именуют СМИ) вроде бы и запрещает совмещение деятельностей по добыче, поставке и транспортировке природного газа, но тут же вводит понятие некой «вертикально интегрированной хозяйственной организации», которая объединяет в себе разные предприятия.
По сути те же Закон дублирует в том или ином виде нормы существующих законов о трубопроводном транспорте, о нефти и газе, о природных монополиях и т.д., которые и без принятия должны были обеспечить защиту интересов участников газового рынка.
Под сложными юридическими оборотами и новыми для слуха наименованиями легко угадывается желание и Брюссельскую декларацию 2009 года как бы выполнить, которую Украина подписала для получения денег на модернизацию газотранспортной системы, и НАК «Нефтегаз Украины» в существующем виде сохранить. Только как это сделать, если Еврокомиссия потребовала разделить НАКа по видам деятельности на три компании: добывающую, транспортирующую и поставляющую?
Можно конечно попытаться сделать вид, что НАК уже фактически разделён на 3 юридически независимые компании - ДК «Укртрансгаз», ДК «Газ Украины» и ДК «Укргаздобыча». Но в таком случае требования Еврокомиссии можно считать выполненными еще в 1998 в связи с решением о создании НАКа на базе АО «Укргазпром», а либерализация рынка была проведена еще в 1997 году указом Леонида Кучмы № 853/97, который никто не отменял. В нём предусмотрены и отделение транспортировки газа от добычи, и функционирование оптового рынка газа, и прямые отношения покупателей и продавцов с обеспечением гарантий транспортировки магистральными и распределительными газопроводами.
Также, основные дочки НАКа: ДК «Укртрансгаз», ДК «Газ Украины» и ДК «Укргаздобыча», - вовсе не являются независимыми юридическими лицами, и навряд ли смогут стать таковыми. Руководство компаний назначается НАКом, а деятельность полностью контролируется и регламентируется НАКом. Более того, имущество НАКа передано в пользование дочерних компаний на праве полного хозяйственного ведения, то есть дочки не имеют прав собственности на основные фонды, а формально используют имущество НАКа.
Кроме того, Закон о трубопроводном транспорте формально запрещает реорганизацию, отчуждение основных фондов и акций НАК «Нефтегаз Украины», а газотранспортная сеть передана Фондом государственного имущества в 1999 году НАКу в пользование (не в аренду, не в концессию, не в собственность) и не подлежит приватизации.
Даже если предположить, что с разделения НАК «Нефтегаз Украины» снимут запреты, такая реорганизация всё равно невозможна до решения вопросов по внешнеэкономическим кредитам и корпоративным облигациям, до пересмотра соглашений с РАО «Газпром» и иными партнёрам . Если по искам украинских кредиторов Законом о мерах по обеспечению стабильного функционирования предприятий ТЭК запрещено исполнительное производство и банкротство НАК и дочек, то в отношениях с иностранными кредиторами отказ НАКа выполнять обязательства может будет воспринят как банкротство государства Украина.
Так что, скорее всего принятие Закона об основах функционирования рынка природного газа связано с необходимостью убедить Брюссель сейчас в намерениях, а декларативные положения и значительные этапы переходных периодов (с 2012, с 2015) в случае необходимости позволят ревизировать его положения.
Владимир Ващенко,
адвокат, партнёр ЮК «Ващенко, Бугай и Партнёры»
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :