Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Иран отказывается от туркменского газа: блеф или ход конем?

22:16 01.05.2014 |

Найдет ли Ашхабад замену иранским потребителям своего газа, если Тегеран прекратит его закупать? И готов ли сам Тегеран к этому? Ответы на эти вопросы - в материале DW.

Информация о том, что Иран планирует прекратить поставки газа из Туркмении, появилась в конце апреля. Сославшись на иранское информагентство ИРНА, ряд международных СМИ сообщили, что импорт туркменского газа будет прекращен сразу после того, как в эксплуатацию будет принята новая система резервации газа, которая позволит аккумулировать более 4,5 миллиардов кубометров топлива.

В настоящее время Иран - один из трех крупнейших (вместе с Россией и Китаем) импортеров туркменского газа. Насколько реалистичным представляется отказ Тегерана от туркменского топлива? И в какой мере такой отказ может оказать влияние на экономику Туркмении?

Тактический прием борьбы или серьезное намерение

"Не думаю, что это следует считать серьезной угрозой со стороны Ирана туркменскому импорту", - заявил в интервью DW берлинский эксперт по энергетике Андрей Тибольд (Andrej Tibold). По его словам, поставки из Туркмении в Иран в основном касаются северной части страны, а этот регион не подключен к центральной газовой инфраструктуре Ирана.

"Те объемы, которые Туркмения поставляет в Иран, конечно, не доминируют на иранском газовом рынке, но все же необходимы для обеспечения населения севера. И пока вслед за заявлением о планах отказа импорта туркменского газа из Тегерана не последовало ясной схемы, чем именно они будут заменены", - пояснил свою точку зрения аналитик.

Он считает, что, скорее всего, в данном случае мы наблюдаем один из приемов в постоянной борьбе между Тегераном и Ашхабадом за цену на газ. "Эта борьба сопряжена с частыми несогласиями, обострениями и конфликтами, ранее в основном инициировавшимися Туркменией - ведь Ашхабад до сих пор исходил из зависимости Ирана от туркменского газа и этим пользовался. Теперь Иран делает свой ход", - продолжает Андрей Тибольд.

Ирану надоело

Иной взгляд у лидера туркменской Республиканской оппозиционной партии в изгнании (РПТ) Нурмухаммеда Ханамова. "Перспектива отказа Ирана от туркменского газа вполне реалистична. Ашхабад не раз доказывал, что он партнер нестабильный. Неоднократно срывались поставки, перекрывались - причем в зимнее время и полностью - газопроводы, как в декабре 2007 года", - напоминает политик. По его словам, между Тегераном и Ашхабадом постоянно ведутся споры по ценам на газ, цивилизованного договорного регулирования газопоставок странам осуществить не получается.

"Это Ирану надоело. Сейчас международные санкции в отношении него ослаблены, наступила "тегеранская оттепель", в страну хлынул такой поток бизнесменов, что уже не хватает мест в отелях, международные авиакомпании вводят дополнительные рейсы", - отмечает Нурмухаммед Ханамов. По его оценке, Иран в этой связи уже нацелен на инвестиции, размораживание средств, возможность реализовать свои нефтепродукты и, как следствие, на возможность построить объемный резервуар, чтобы заполнить его собственным газом, перекачиваемым с юга страны. Быстро это не произойдет, но вопрос будет реализован в ближайшие годы, полагает глава РПТ.

С альтернативами сложно

Что касается возможности заменить экспорт газа в Иран, то, по словам Нурмухаммеда Ханамова, потеря потребителя закупавшего чуть ли не 10 миллионов кубометров топлива ежедневно, станет весьма ощутимой для Туркмении. "Это был самый удобный клиент. Топливо напрямую, без стран-транзитеров, поступало в Иран. Кроме того, между странами проведены трубопроводы, построены насосные станции. Это хозяйство может остаться замороженным", - пояснил он в интервью DW.

Ашхабад постарается найти других потребителей. "В первую очередь, он рассчитывает на Китай. Но для увеличения поставок туда потребуются дополнительные затраты, а сейчас Россия может захотеть и свой газ перенаправить в КНР, что создаст дополнительную конкуренцию", - считает туркменский оппозиционный политик.

С ним в этом согласен и берлинский специалист по энергетике в Центральной Азии Андрей Тибольд. "Реальных возможностей заместить эту часть поставок у Туркмении пока нет. В Китай и в Россию уже идет столько газа, сколько там либо могут, либо хотят взять, а направление на Запад, в Европу, через Каспийское море, на сегодняшний день осталось прожектом", - считает он.

Хотя украинский кризис побудил Европу к возобновлению разговоров о создании "южного коридора", рассчитанного в значительной мере на туркменский газ, эти планы, по словам Андрея Тибольда, еще далеки от реализации и нынешняя геополитическая обстановка им не способствует.

Дворцы останутся, пенсии урежут

На экономику республики, бюджет которой в основном покрывается экспортом энергоресурсов и, в первую очередь, газа, остановка экспорта топлива в Иран окажет значительное негативное влияние, считает Нурмухаммед Ханамов. Даже чтобы реализовать сравнимые объемы в Китай, Ашхабаду придется пойти на дополнительные затраты для перенаправления газа с запада республики на восток, проложить трубы, поставить новые насосные станции. "Хотя увеличение проходимости трубопровода на Китай запланировано, но труба еще не готова к увеличению поставок. На это тоже требуется время", - говорит политик.

Но что значит для Туркмении "негативное влияние на экономику"? Нурмухаммед Ханамов убежден, что власть в Ашхабаде в любом случае не откажется от строительства мраморных дворцов, крупных отелей и других затратных объектов. "В этом она видит символ своего престижа и скорее пойдет на дальнейшее ущемление народа. В первую очередь, это отразится на социальной политике. Не исключено сокращение пенсий, финансирования здравоохранения и системы образования, резкий рост цен на продукты питания", - резюмирует лидер туркменской РПТ.

За матеріалами: Deutsche Welle
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на вчора, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес