Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Сможет ли Беларусь снизить нефтяную зависимость от России?

 

Российская нефть не поступает в Беларусь с начала года. Так и не договорившись с Москвой о цене, Беларусь уже нашла альтернативного поставщика в лице Норвегии и продолжает поиски дальше. 21 января белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что Беларусь будет стремиться поставлять с российского рынка только 30-40% от необходимых объемов нефти, остальное - по 30% - из стран Балтии и Украины. Но насколько реальны планы Лукашенко, и будет ли это экономически выгодно для Беларуси?

Лукашенко говорил лишь о намерении снизить российский импорт

В этом году Беларусь планировала закупить у России 23-24 млн тонн нефти, хотя поставки в прошлом году составили 18 млн тонн. Из них 6 млн идут на нужды белорусской экономики, остальное - поставка нефтепродуктов на зарубежные рынки, которая составляет треть всего белорусского экспорта и является важным источником валютной выручки для страны.

Но планы были нарушены разногласиями с Москвой по вопросу цены на сырье. Минск настаивает на отмену премии к цене беспошлинных поставок нефти, которая сейчас составляет 10 долларов за тонну, мотивируя это удорожанием сырья в связи с реализацией в РФ налогового маневра в нефтяной сфере. Из-за отсутствия российской нефти Беларусь в начале января временно приостановила экспорт нефтепродуктов, чтобы обеспечить внутренний рынок, и начала изучать возможные варианты альтернативных поставок.

Оценить реальность планов президента снизить зависимость от российской нефти до 30-40% большинство опрошенных DW белорусских экспертов затруднились - никогда раньше альтернативные поставки нефти в Беларуси в таком объеме серьезно не обсуждались. Эксперт в нефтегазовой отрасли Татьяна Маненок также обращает внимание, что Александр Лукашенко говорил лишь о намерении - речь не идет о том, чтобы уже завтра снизить объемы импорта российской нефти. "Власти давно говорят об альтернативе, ведь к концу российского налогового маневра в 2024 году стоимость нефти и так будет составлять 100% от мировой" (сейчас - 83% от мировой цены на нефть. - Ред.).

Альтернативные поставки нефти возможны, но вопрос в цене и объемах

Диверсифицировать импорт нефти Беларусь пыталась и раньше. В 2010-2011 годах, во время очередной "нефтяной войны" с Россией, Минск закупал сырье из Венесуэлы, позже были поставки из Азербайджана, Ирана и Казахстана. Но Минск был вынужден признать дороговизну таких поставок по сравнению с российской нефтью.

Белорусские эксперты сходятся во мнении, что Беларусь легко сможет купить нефть на мировом рынке, но есть проблемы - транспортные расходы на поставку через страны Балтии и Украину, а также объемы нефти, которые эти страны смогут перекачать в Беларусь. Сейчас ожидается партия норвежской нефти в 80 тысяч тонн, но расходы на транспортировку железной дорогой составят примерно 20 долларов за тонну. Директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова обращает внимание, что это в 2 раза дороже, чем премия российским компаниям, из-за которой якобы не могут договориться Минск и Москва.

О готовности помочь Беларуси сразу же заявили Литва и Латвия. В грузовом перевозчике Литовской железной дороги LG Cargо отметили, что через Литву в Беларусь реально ежегодно транспортировать до 3 млн тонн, эту же цифру подтвердили и в компании-операторе Клайпедского нефтетерминала Klaipedos nafta. "Думаю, через латвийские и литовские порты возможны какие-то разовые поставки; проблема в том, что потом нефть надо везти по железной дороге", - говорит Татьяна Маненок. По ее мнению, поставки через нефтепровод были бы более эффективными в случае Литвы и Латвии, тем более, что есть пустая труба в направлении Новополоцкого НПЗ. Правда, северный участок нефтепровода "Дружба" не используется с середины 2000-х годов.

 

Маненок также рассказывает, что поставки нефти в Беларусь возможны и со стороны Украины через нефтепровод "Одесса-Броды" - этот путь был опробован в 2010-2011 годах. "Чтобы запустить "Одесса-Броды" сейчас, нагрузка должна быть 4-5 млн тонн нефти в год", - считает эксперт.

Очевидно, что без нефти Беларусь не останется. Так, 21 января Минск отменил приостановку экспорта нефтепродуктов. "Это следствие увеличения потоков нефти на НПЗ", - сказали в пресс-службе "Белнефтехима". В концерне отметили, что пока не могут анонсировать источники поставок нефти в Беларусь, но указали в том числе на возможность транспортировки по нефтепроводам. Фактически это значит, что Минск договорился о поставках нефти, которые будут полностью покрывать и внутренние нужды, и экспорт.

Диверсифицировать импорт нефти дорого, но необходимо

Однако открытым остается вопрос экономической выгоды от поставки в Беларусь через Украину и страны Балтии остающихся 60% нефти - это как минимум 10,5 млн тонн, если исходить из объемов прошлого года. Татьяна Маненок говорит, что в случае покупки по мировым ценам такие объемы нефти могут и не понадобиться - так как не ясно, будет ли это экономически целесообразно и сможет ли потом Беларусь экспортировать нефтепродукты с прежними доходами. "Сомнительно, что при мировой цене белорусские НПЗ смогут перерабатывать 24 млн тонн нефти в год и затем найти премиальные рынки сбыта. Возможно, придется снизить объемы экспорта и пересмотреть свою стратегию на этот счет", - считает эксперт.

Катерина Борнукова говорит, что в случае снижения объемов экспорта нефтепродуктов ожидать краха белорусской экономики не стоит, хотя пояса придется затянуть. "Конечно, будут проблемы с ВВП, упадут доходы бюджета, уменьшение экспортной выручки только частично компенсируется снижением импортных расходов. Но с точки зрения экономической безопасности ситуация хорошая - важно иметь альтернативу на случай очередных конфликтов с Россией", - считает экономист.

Политолог Андрей Егоров говорит, что диверсификация импорта нефти имеет огромное значение для Беларуси и в геополитическом плане: "Если нефтяные потоки будут завязаны не только на Россию, это укрепит связи Беларуси с другими странами региона". Тогда, по мнению политолога, выгодное экономическое сотрудничество с Беларусью поспособствует и развитию политического диалога. "Многомиллионные суммы от трети белорусского импорта нефти через Литву, возможно, облегчат ее переживания из-за АЭС в Островце", - считает Андрей Егоров.

За матеріалами: Deutsche Welle
Ключові теги: Білорусь
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на вчора, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес