Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Комп&ньоН:Обойти спецпошлину на импорт автомобилей из России можно вполне легальными путями

13:41 16.08.2002 |

С 17 июля транспортные средства (ТС) - автомобили с объемом двигателя 1 - 1,5 л, произведенные в РФ, подлежат обложению пошлиной в 31,7%. Но похоже, что введением спецпошлины чиновники защиты украинского рынка и украинских автопроизводителей не добьются.

Сегодняшнее регулирование авторынка и автомобилестроения создано в условиях массированного лоббирования интересов ОАО "АвтоЗАЗ - Daewoo". Пользы от существующих нормативно - правовых актов нет и быть не может. Более того, таможенные "накрутки" на импортируемые двигатели и кузова привели, например, к тому, что цены на автомобили Skoda Octavia и Mercedes E - класса, собранные в Закарпатской и Одесской областях, оказались лишь на 5 - 7% ниже, нежели на машины, произведенные в Чехии и Германии. И это при очень низкой заработной плате украинских рабочих и инженеров! Создавается впечатление, что сборка на территории Украины нужна лишь госструктурам, которые хотят представить "произведенные" таким образом престижные автомобили как национальные и тем самым обойти запрет Кабмина на приобретение представительских автомобилей иностранного производства за бюджетные средства.

Уплата спецпошлины импортером вызывает цепную реакцию. Стоимость автомобиля возрастает приблизительно на 40%. При сохранении существующей емкости рынка объемы продаж упадут почти вдвое. Многие импортеры будут вынуждены прекратить работу или воспользоваться обходными путями. При этом, учитывая то, что только за 2001 год в Украину было ввезено 27992 российских автомобиля, а государственный бюджет пополнился на $42 млн., можно прогнозировать соответствующие непоступления в бюджет в 2002 году. Кроме того, необходимо учитывать косвенные потери от введения подобных ограничительных мер по отношению к автомобилям ВАЗ (а в первую очередь именно они попадают под действие решения Межведомственной комиссии по международной торговле). Установление специальной пошлины может привести к сокращению или, возможно, отказу АО "АвтоВАЗ" от закупок комплектующих и других изделий у украинских производителей и переориентации закупок таких материалов у заводов - изготовителей Российской Федерации. Это приведет к значительному сокращению объемов произведенной продукции украинских предприятий - поставщиков "АвтоВАЗа", сокращению занятости рабочих на этих предприятиях и к убыткам экономики Украины в целом.

Большинство существующих схем минимизации налогов, таможенных пошлин и акцизных сборов являются вполне легальными, по крайней мере, до тех пор, пока не доказан преступный умысел. А доказать его, как показывает практика, удается крайне редко.

Ввоз автомобилей через СП

Пожалуй, это единственная абсолютно легальная схема, начало действия которой положил Закон "О привлечении инвестиций... " от 1992 г. Он освобождал компании, получившие иностранные инвестиции, от налогов на 10 лет. Верховная Рада неоднократно принимала законы, отменяющие льготы. В ответ СП подавали в суд на правомерность действий налоговых служб и часто выигрывали дела. Последний и наиболее решительный закон об отмене такого рода привилегий принят 9 января с. г., его правомерность подтверждена Конституционным судом. Но полномасштабно ввести закон в действие мешает несовершенство Гражданского процессуального кодекса, в котором нет положений, позволяющих пересмотреть и отменить ранее принятое решение суда. Так что до сих пор несколько крупных импортеров с иностранными инвестициями на вполне законных основаниях ввозят в нашу страну автомобили без уплаты налогов.

А поскольку начали они свою работу в 1993 - 94 гг., то закончат льготный период своей деятельности лишь в 2003 - 04 гг. Плюс до 1 года сверх того на поставки по контрактам, заключенным в 2003 - 04 гг. И если в суде находчивые адвокаты таких СП докажут, что предприятия не смогли в полной мере воспользоваться своим правом льготного импорта, то срок действия льгот будет продолжен.

"Временный ввоз" автомобиля "иностранным представительством"

Краеугольным камнем при этом является неопределенность формулировки в законодательстве о том, что временно ввезенным автомобилем может пользоваться только нерезидент Украины. В то же время у многих украинских компаний сегодня есть дочерние фирмы в оффшорных зонах. Таким образом, любая оффшорная фирма может открыть свое представительство в Украине и ввезти автомобили для своих сотрудников. При этом ни пошлина, ни акцизный сбор не взимаются. Более того, срок временного ввоза можно продлевать на региональной таможне без ежегодного вывоза автомобиля за пределы страны, как это было ранее.

Ввоз автомобилей физическими лицами

Несмотря на то, что в решении комиссии говорится о введении спецпошлины на товар, Закон Украины "О применении специальных мер к импорту в Украину" дает право применения данных мер только к субъектам внешнеэкономической деятельности. В соответствии со ст. 5 Закона "О внешнеэкономической деятельности", физическое лицо также может являться таким субъектом, но только после регистрации в качестве предпринимателя. Поэтому на физическое лицо, которое ввозит как будто бы свой собственный автомобиль не для продажи (имеет право ввезти до 4 машин в год), решение относительно спецпошлины не распространяется.

А это в свою очередь позволяет предприятию - импортеру вывезти на границу с Россией группу своих сотрудников или подставных лиц, которые декларируют по 1 - 2 автомобиля как свою собственность. После таможенного оформления и уплаты порядка $150 пошлины (0,1 евро за каждый куб. см объема двигателя) за каждую машину вместо спецпошлины в $1500 - 2000 в зависимости от марки автомобиля, новоиспеченный владелец регистрирует автомобиль в МРЭО ГАИ и тут же снимает его с учета для комиссионной продажи через автосалон.

Поагрегатный ввоз ТС

По сути, эта схема является модификацией все того же поагрегатного ввоза, существовавшего еще до вступления в силу Закона Украины "О государственной поддержке автомобилестроения". Опять же под имеющееся свидетельство о регистрации и реально существующие номерные знаки непригодного для дальнейшей эксплуатации автомобиля ввозится машина той же марки, проводится официальная растаможка кузова. Формально стоимость растаможки "бэушного" кузова - 2800 евро (подержанными считаются такие кузова, которые были ранее установлены на ТС или с момента производства которых прошло более года). Однако кузов, проходящий таможенное оформление, заявляется как новый. Новый же кузов попадает под ставку пошлины 5% (льготная) или 10% (полная) от его таможенной стоимости. К тому же занизить реальную стоимость кузова в инвойсе проблемы не составляет.

В этой "модернизированной" схеме двигатель теперь провозится вообще без оформления. В разобранном на комплектующие состоянии он декларируется как запчасти. Замену двигателя по существующим нормативным документам разрешается производить без изменений в регистрационных документах и без предоставления доказательств законности приобретения нового агрегата. Поэтому в МРЭО ГАИ регистрируется только замена официально растаможенного кузова, после чего автомобиль начинает совершенно законный путь по дорогам Украины под официально признанными номерными знаками купленной в начале операции непригодной машины.

Схема поагрегатного ввоза остается эффективной и при импорте дорогого автомобиля, стоимость одного только кузова которого таможня оценит более чем в $10 тыс. (пошлина в 10% составляет около 1000 евро). Однако все же выгоднее использовать ее при ввозе недорогих автомашин и автомобилей с большим объемом цилиндров двигателя, поскольку оформление проходит только кузов, а за разобранный двигатель таможенные платежи вообще не взимаются.

"Наследование"

Приобретенный за рубежом гражданином Украины автомобиль ставится на учет в стране приобретения как собственность гражданина этой страны, в качестве которого обычно выбирается безнадежно больной или уже находящийся при смерти человек. Одновременно оформляется доверенность на право управления и завещание, по которому этот автомобиль со временем перейдет в собственность реального владельца. Затем автомобиль ввозится и используется на территории Украины, а после вступления в силу завещания регистрируется в качестве наследства реальным владельцем. Ни копейки сборов и налогов в этом случае не уплачивается, т. к. наследство освобождено от налогообложения.

В связи с тем, что в основу указанной схемы заложено использование факта тяжелого материального положения подставных лиц, она применяется в основном в пределах СНГ.

Занижение показателей объема двигателя

Наиболее часто эта схема используется при импорте машин с большими объемами двигателей. Отправной точкой для всей операции является фальсификация документов в стране покупки транспортного средства. Так, при изменении в документах объема, например, с 3000 на 2500 куб. см экономия составляет 50% акциза и 60% пошлины. Добавим, что с изъятием из регистрационных документов номера двигателя, по которому можно установить его объем, владелец такого ТС может значительно экономить и на ежегодном транспортном сборе.

Ввоз ТС под видом переезда на постоянное место жительства в Украину

Схема используется в основном с привлечением граждан Молдовы, в которую автомобили, как и другие товары, ввозятся практически без какого - либо серьезного налогообложения. Алгоритм действий при использовании этой схемы таков. Во - первых, необходимо получить информацию о лицах, обратившихся с просьбой о предоставлении им украинского гражданства. Потом этим людям предлагают оформить в собственность (вознаграждение до $2000) и без выплаты каких - либо налогов ввезти в Украину автомобиль, который в дальнейшем переоформляется на реального владельца.

Превращение схемы в постоянно действующий конвейер связано с ее криминализацией. Отобранным будущим "претендентам" на украинское гражданство с помощью должностных лиц в органах местного самоуправления периодически оформляют фиктивную регистрацию проживания. А как только автомобиль ввезен и переоформлен на фактического владельца, иностранец, подавший документы на получение украинского гражданства, забирает их обратно "до следующего раза".

Перекрыть этот канал призваны две ограничительные меры. Во - первых, автомобиль до ввоза в Украину должен не менее года находиться на учете в правоохранительных органах по месту предыдущего жительства иммигранта. Во - вторых, собственник еще год после переезда не имеет права на отчуждение машины, что связано с замораживанием средств. Но эти ограничения не работают при фальсификации документов. Одесской региональной таможней, например, зафиксирован курьезный случай: переселенец из Молдовы предоставил справку из полиции о пребывании на учете с 2000 г. автомобиля, выпущенного в 2002 г.

Импорт запчастей

Смена страны - производителя (страны происхождения) используется при поставках запчастей из Сингапура, Малайзии и других стран, с которыми Украина не имеет торговых соглашений, и, стало быть, при импорте из этих стран необходимо уплачивать пошлины по полной ставке. Однако в данном случае используется посредническая фирма из страны (группы стран), которая имеет соответствующее торговое соглашение с нашей страной (ЕС, Япония, США и т. д.) и при торговле с которой применяются льготные ставки ввозных пошлин. Ввоз шин под видом колес происходит потому, что импорт колес облагается только ввозной пошлиной, а при ввозе покрышек существует еще и акцизный сбор: 5 евро - за единицу при льготной ставке и 15 евро - при полной. Конечно же, в этих условиях любой здравомыслящий импортер монтирует шины на диски, ввозит их под видом колес без уплаты акцизного сбора, а затем разукомплектовывает и отдельно реализует и шины, и диски.

Ввоз шин под видом бывших в употреблении.

Если сфальсифицировать документы и представить шины как бывшие в употреблении, добавив специальную обработку бегущей поверхности, то появляется шанс избавиться от необходимости тратить деньги на акцизный сбор. Как показывает практика, в партии 1000 шт. таких шин может быть 10 - 20 на самом деле использовавшихся ранее для предъявления таможенникам в случае необходимости.

Получение груза на группу физических лиц.

В соответствии с тем же законодательством с вещей и товаров, которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины, стоимостью до 200 евро налоги не взимаются. Пользуясь такой схемой, физическое лицо, имеющее доверенности от других физических лиц, выезжает за рубеж и пересылает себе и доверителям груз - контейнер с запчастями. При этом количество участников операции определяется в зависимости от стоимости груза с тем, чтобы часть от полной стоимости, которая выпадает на одно физическое лицо, не превышала означенную выше сумму.

Несмотря на то, что доказать нарушения правил ввоза ТС при использовании любой из рассмотренных схем практически невозможно, их употребление таит скрытую угрозу. Не исключено, что по истечении времени МВД и Гостаможслужба активизируют деятельность по выявлению подобных фактов. К тому времени большинство автомобилей пройдут по три - четыре перерегистрации и попадут к владельцам, абсолютно не подозревающим обо всех тонкостях пройденного машинами пути. Доказать свою добропорядочность этим физическим и юридическим лицам вполне реально. Вопрос только в том, какой ценой?

Объемы закупок АО "АвтоВАЗ" в Украине

За 2000 год для производства автомобилей ВАЗ АО "АвтоВАЗ" было приобретено в Украине продукции (металл, включая алюминий, резиновые техизделия, подшипники, стартеры - генераторы, аккумуляторы и др.) на $120 млн., за 2001 год - на $137 млн. у 64 украинских заводов - производителей. На 2002 год АО "АвтоВАЗ" планировало приобрести в Украине продукции больше чем на $150 млн., при этом планировалось дополнительно приобрести продукцию еще у 14 украинских заводов - изготовителей.

Ввоз с использованием фальсифицированных документов регистрации ТС

Одна из преступных групп, использовавшая эту схему, была разоблачена правоохранительными органами во Львове. Алгоритм ее действий был таков. За границей покупался автомобиль. Преступивший закон сотрудник ГАИ в базе данных регистрации находил автомобиль соответствующей марки, который уже не эксплуатировался, и изменял сведения о его владельце, а также номера кузова и двигателя. Псевдовладелец, имя которого было уже внесено в базу данных ГАИ о транспортных средствах, заявлял об утрате номерных знаков и техпаспорта. Полученные таким образом документы и номерные знаки вывозились в страну, где уже ждал "возвращения" домой купленный автомобиль.Олег Назаренко

За матеріалами: Комп&ньоН
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на вчора, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес