Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

S&P видит угрозу суверенным рейтингам России в снижении качества госуправления

09:30 26.11.2014 |

В 2015 году непосредственной угрозой суверенному рейтингу России является не падение цен на нефть, которая лишь делает его менее стабильным, а возможный отказ от текущей денежно-кредитной политики ЦБ или изменение объема резервов. Такие выводы представлены в докладе Standard & Poor`s (S&P) по рейтингам в РФ. Угрозой стабильности рейтинга является, по оценкам S&P, даже не прогнозируемая рецессия, а ухудшающееся качество госуправления в РФ. Санкции же, по мнению рейтингового агентства, практически не угрожают платежеспособности корпоративного сектора, его возможности снижать издержки без потерь весьма велики.

Конференция S&P, посвященная перспективам суверенного и корпоративных рейтингов в РФ и экономической ситуации, состоялась в Москве 25 ноября и интересна в первую очередь тем, что оценки рейтингового агентства, в октябре отказавшегося пересматривать суверенный рейтинг России, являются первыми после крупной девальвации в начале ноября. Старший директор S&P по суверенным рейтингам в регионе EMEA Кристиан Эстерс представил достаточно неожиданный взгляд на ситуацию: согласно его презентации, суверенный рейтинг РФ (уровень ее платежеспособности по внешним займам) не определяется зависимостью от рынка нефти и других экспортных commodities - цена Urals только ослабляет его устойчивость.

Такую же непрямую угрозу стабильности рейтинга несет, по оценкам S&P, снижающееся качество госуправления в РФ. Снизить суверенный рейтинг РФ, полагает господин Эстерс, может только "более быстрое, чем ожидалось, сокращение налоговых и внешних резервов", в основном речь идет о суверенных фондах и международных резервах. Улучшение инвестклимата и изменение прогнозов роста ВВП рейтинг не усилит, но стабилизирует, повышение рейтинга может дать рост внешних активов экономики, и низкий уровень госдолга сейчас естественен.

Указание аналитиков S&P на снижение качества госуправления в РФ имеет прямой отсыл: агентство не оценивает его самостоятельно, а обращается к оценкам Всемирного банка - Worldwide Governance Indicators (WGI). В свою очередь, WGI с 1996 года сводит в шесть субиндексов по отдельным составляющим качества госуправления (в том числе и по РФ) оценки нескольких десятков мировых исследовательских центров (от базы Cingranelli-Richards по уровню политического насилия до оценок качества госрегулирования World Economic Forum и Economist Intelligence Unit). По оценкам Всемирного банка, с 2011 года в России устойчиво снижаются два субпоказателя из шести - "открытость / прозрачность госуправления" и "качество регуляторных решений", по двум параметрам - "политстабильности" и "эффективности работы правительства" - констатируется улучшение (до уровней 2002-2003 годов), еще по двум - "контролю коррупции" и "соблюдению правовых принципов" - ситуация стабильна с 2009 года.

S&P констатирует, что непрозрачность госуправления и снижение качества регуляторных решений - единственная существенная угроза суверенному рейтингу РФ. Это отличает Россию, например, от ЮАР, где главной угрозой S&P видит налоговую политику, Индии, где проблемы довольно широки, и Китая, который имеет отличные шансы на дальнейшее улучшение рейтинга как заемщик по большинству параметров. Проблема госаппарата и госуправления, по оценкам S&P, скорее среднесрочная, чем текущая. Во всяком случае, в 2015 году ни "война санкций", ни цены на нефть, ни рецессия в экономике суверенные рейтинги России, исходя из логики S&P, не изменят.

В отличие от Минэкономики, где убеждены, что текущий прогноз в 0,5% роста ВВП в 2014 году будет исполнен со стопроцентной вероятностью, в S&P уверенно предсказывают падение экономики РФ в четвертом квартале 2014 года и замедление темпов рост с 0,8% за январь--сентябрь до 0,3% по итогам года. "Мы ожидаем, что в четвертом квартале экономика войдет в состояние технической рецессии",- заявила экономист агентства Татьяна Лысенко. В 2015 году при среднегодовой цене нефти $90 за баррель прогнозисты S&P ожидают рост ВВП в 0,6%, в том числе благодаря импортозамещению. "Мы видим риски стагнации в среднесрочной перспективе. Есть опасения, что текущий кризис отвлечет внимание от реформ, которые были призваны снизить структурные ограничения, они не будут продолжены",- замечают в S&P.

Опубликованный вчера же обновленный глобальный макроэкономический прогноз ОЭСР оказался даже менее оптимистичным в отношении России. Если в 2014 году ОЭСР также ожидает увеличения ВВП на 0,3%, то в 2015 году - нулевого роста. "Изменение направления торговых потоков занимает много времени, и реальный рост ВВП, в соответствии с прогнозом, будет стагнировать в следующем году, прежде чем медленно разгонится до 1,5% в 2016 году вслед за восстановлением инвестиций, связанных с замещением импорта",- считают экономисты организации.

Вместе с этим как в S&P, так и в ОЭСР отмечают, что в случае дальнейшего падения цен на нефть или введения дополнительных санкций экономику в обозримом будущем ожидает рецессия. Но до неплатежеспособности Россию могло бы довести, по оценкам S&P, не это, а, скорее, существенное изменение денежно-кредитной политики и ее "гибкости". По сути, S&P заявляет о том, что нынешний суверенный рейтинг РФ обеспечен режимом плавающего рубля и умеренностью в расходовании ФНБ и Резервного фонда - если Кремль и Белый дом исчерпают резервы или пойдут на возврат валютного контроля, рейтинг упадет.

За пределами госсектора, судя по состоянию финансов рейтингуемых S&P российских компаний, дела обстоят не так спокойно, тем не менее даже с учетом "войны санкций" ситуация там некатастрофична. По данным агентства, с 1 января по 12 ноября 2014 года доля предприятий, прогноз рейтинга которых стал негативным, увеличилась с 10% до 41%. При этом доля заемщиков с позитивным прогнозом уменьшилась с 79% до 52% соответственно, а со стабильным прогнозом - с 7% до 5%. Тем не менее ухудшение прогнозов происходит в условиях, когда "санкции не оказывают существенного негативного влияния на кредитное качество" большинства из российских клиентов S&P. Действующие внешние ограничения не влияют на их операционную деятельность, 79% предприятий имеют "адекватный" уровень ликвидности, все рейтингуемые компании "могут снижать капитальные затраты без существенного влияния на бизнес", считают аналитики агентства. При этом лишь 14% компаний имеют "неадекватную" ликвидность, и лишь 4% - "слабую", идея "жить на свои" в 2014 году вполне реализуема. Стресс-сценарии S&P для банковского сектора (см. "Онлайн") также лучше, чем после кризиса 2008 года.

При этом в S&P уверены: в условиях закрытых внешних долговых рынков поддержку ликвидности предприятий окажут и российские банки, и государство. Помимо этого, на бюджет частично ляжет и финансирование крупнейших долгосрочных инвестпроектов компаний. На рейтингуемые S&P крупнейшие российские компании приходится $123 млрд из $187 млрд выплат по внешним займам, которые, по данным ЦБ, необходимо произвести с четвертого квартала 2014 года по третий квартал 2016 года. Правда, даже если учесть, что часть корпоративных долгов будет легко рефинансирована, а на частный внешний долг в рублях приходится около 20%, дополнительное сокращение инвестиций российских компаний, которые не попадают в оценки S&P, к середине 2016 года можно оценить в $40 млрд - 10,5% всех капвложений в 2013 году.

Наконец, первые оценки S&P влияния ноябрьской девальвации также нестандартны. В агентстве видят отчетливо позитивное влияние слабого рубля на нефтегазовый сектор, слабоположительное - на горно-металлургический, слабонегативное - на инфраструктуру и транспорт, телекоммуникации, потребрынок и недвижимость. Именно в недвижимости, полагает S&P, наиболее высоки риски проблем с рефинансированием - риски дефолтов слабый рубль усилил в отношении строительных компаний и девелоперов.

За матеріалами: КоммерсантЪ
Ключові теги: Росія
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4716
 0,1144
0,29
EUR
1
42,1833
 0,0787
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:26
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3646  0,03 0,06 39,9142  0,05 0,11
EUR 42,1417  0,03 0,06 42,9504  0,03 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4500  0,13 0,32 39,4700  0,13 0,32
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес