Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Каждый четвертый офис в Киеве будет пустовать до конца года

09:15 29.09.2014 |

Економіка, Україна

Экономический кризис заставляет бизнес сокращать затраты на содержание офиса - многие предприятия вынужде­ны переезжать в более дешевые объекты и уменьшать площади. До конца года вакантность столичных бизнес-центров составит 23 %, сообщила «Капиталу» руководитель отдела офисных помещений компании JLL в Украине Александра Глобина. Для сравнения: в январе пустовало только 18,3 % площадей. Вакантность офисных центров в Киеве - одна из самых высоких в Европе, отметила Глобина.

Арендаторы экономят

Рынок офисной недвижимости падает по нескольким причинам. Главная из них - это растущее предложение, которое этот сектор не способен поглотить. В Киеве, по данным UTG, в первом полугодии открылось пять новых объектов суммарной арендной площадью около 93 тыс. кв. м: бизнес-центр класса А (IQ Business Center) и четыре - класса В («Форум Виктория Парк», «Лагода», «Сигма», «Доминион»). Благодаря этому общее предложение офисных помещений в столице составило 1,6 млн кв. м, что на 60 % больше, чем, например, в сегменте торговой недвижимости.

Причем девелоперы не спешат останавливаться. По информации UTG, во втором полугодии в столице должен открыться еще один центр - Sky Towers, арендная площадь которого составит 120 тыс. кв. м. «Компаниям проще достроить объекты, которые находятся на высокой стадии готовности, чем полностью их замораживать», - поясняет заместитель директора по развитию девелоперской компании «Стокман» Сергей Овчинников.

Арендаторы не успевают за ак­тив­нос­тью де­ве­ло­перов. Новые компании в Украине сейчас появляются крайне редко, констатирует управляющий партнер консалтинговой компании CBRE Сергей Сергиенко. «Мы подыскивали офис для крупной международной компании, которая решила работать в Украине. Но таких заказов - единицы», - добавляет он.

 

Основная масса компаний за­ни­мается оптимизацией своего бизнеса. «Некоторые арендаторы могут переезжать в помещения с более эффективной планировкой, что позволяет улучшить рассадку работников компании и, соответственно, сократить объем занимаемых площадей», - добавила Глобина. Из-за этого спрос на аренду недвижимости снижается. Статистики по девяти месяцам пока нет, но, как свидетельствуют данные UTG, за шесть месяцев текущего года было арендовано всего 21 тыс. кв. м помещений, что на 45 % меньше к 2013 г.

Арендаторы стремительно сокращают затраты из‑за падения практически во всех сферах экономики, что связано с резкой девальвацией национальной валюты и военными действиями на востоке страны. Например, продажи одежды и обуви в бутиках за полгода уменьшились на 30‑40 % относительно аналогичного периода прошлого года. Промышленное производство, по подсчетам Государственной службы статистики, сократилось на 4,7 %.

Конец лета и начало осени облегчения бизнесу не принесли - негативная тенденция продолжилась. Например, за август промпроизводство просело на 21,4 % по сравнению с тем же месяцем 2013 г.

Центры идут на уступки

Большинство договоров аренды зафиксированы с привязкой к курсу валют, рассказывает Сергиенко. Как и на рынке торговой недвижимости, арендаторы и владельцы офисных центров вынуждены договариваться. «Практически все собственники объектов согласились зафиксировать ставки по льготному курсу - 9‑10 UAH / USD», - отметил он. Другие компании предоставляют скидки в размере 30‑40 % от ставки. В месяц средняя плата за съем помещения класса А составляет $ 25‑40, класса В - $ 15‑25 за кв. м. Многие предприниматели задерживают плату за аренду помещений, но владельцы офисов не спешат выгонять их на улицу.

 

Тех, кто не идет уступки, единицы. Старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец рассказывает, что к нему обратилось два крупных арендатора столичных центров класса А, которые не могут договориться с собственниками недвижимости о скидках. «Плату им считают по текущему курсу», - поясняет он и добавляет, что намерен отстаивать интересы своих клиентов в суде.

В краткосрочной перспективе арендные ставки будут снижаться - девелоперы для заполнения пустующих площадей будут вынуждены предлагать дисконт, считает Глобина. Уже сейчас некоторые центры готовы снизить ставку до 60 % лишь бы привлечь арендаторов.

В ЭТОМ ГОДУ СПРОС НА АРЕНДУ ОФИСОВ НЕ УПАЛ ТОЛЬКО ВО ЛЬВОВЕ

Харьков

С января по сентябрь количество сделок по аренде офисов в Харькове сократилось на 40‑50 %, рассказывает генеральный директор местной группы компаний «Проконсул» Алексей Попов. За этот же период на 5 п. п. выросла и вакантность - сейчас она составляет 15‑20 %. Арендовать помещения в профессиональных объектах сейчас можно за 120 грн, а в непрофессиональных - 60‑100 грн за кв. м в месяц. Но привлечь арендаторов непросто. Для этого собственникам бизнес-центров нужно предоставлять скидки, которые могут достигать 15‑20 % от заявленной цены.

Львов

За девять месяцев 2014 г. спрос на аренду офисов во Львове остался на уровне прошлого года, отмечает директор местного агентства недвижимости «Вежа» Людмила Крыжановская. Не изменилась и вакантность, которая сейчас составляет 5‑7 %. Это позволило собственникам львовской недвижимости удерживать цены. Сегодня арендовать офис в профессиональном объекте можно за 100-120 грн, а в непрофессиональном - за 76‑80 грн за кв. м в месяц. «Арендодатели готовы предоставить небольшие скидки - 5‑10 % от заявленной цены», - заключает Крыжановская.

Донецк

Бизнес в Донецке замер, констатирует директор агентства недвижимости «Мегаполис Донецк» Александр Бударев. По его подсчетам, около 80 % арендаторов бизнес-центров выехали из областного центра, а оставшиеся 20 % получили хорошие скидки. Если еще полгода назад снять офисное помещение в профессиональном объекте можно было за 150‑160 грн, а в непрофессиональном - за 80‑120 грн за кв. м в месяц, то сейчас ставки упали в три раза. «Наши знакомые не могут сдать помещения в центре города даже за 50 грн за кв. м», - жалуется он.

Днепропетровск

Массовый переезд жителей Донецкой и Луганской областей в Днепропетровск не отразился на рынке офисной недвижимости города. За девять месяцев этого года количество сделок сократилось на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, утверждает директор местного агентства недвижимости «Базис» Александр Голубничий. Сейчас вакантность офисов составляет 20 %, что вдвое больше по сравнению с сентябрем 2013 г. Но собственники помещений держат цены: 100-800 грн (непрофессиональный объект) и 100‑120 грн за кв. м (профессиональный).

Одесса

За девять месяцев этого года офисов в Одессе арендовали на 30 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, рассказывает собственник Первой риелторской компании Александр Цвигун. Директор местного агентства недвижимости «Планета» Раиса Березская добавляет, что вакантность выросла на 7‑8 п. п., до 10 %. Сегодня плата за аренду помещений в профессиональных объектах составляет $ 20, а в непрофессиональных - $ 10 за кв. м в месяц. «Но арендодатели считают ставки по льготному курсу - 10 UAH/USD», - поясняет Цвигун.

Каждый четвертый офис в Киеве будет пустовать до конца года

 

Список требований к офисным помещениям в зависимости от класса

Месторасположение в центральном деловом районе (CBD) или в прилегающих к нему других районах, находящихся близко к транспортным развязкам.

Профессиональный менеджмент здания с прозрачной системой бухгалтерского учета и системой «открытой книги» для учета эксплуатационных расходов, их распределения и возмещения.

Отдельная, четко обозначенная входная группа с фойе в офисную часть здания.

Чистая высота этажа (от пола до подвесного потолка) в офисных помещениях - не менее 2,7 метра, как минимум в 90 % используемой площади.

Охраняемая парковка (исключая стихийную парковку на улице) в здании или на прилегающей территории из расчета не менее 1 машиноместа на 100 кв. м арендуемой офисной площади.

Энергоснабжение из расчета по меньшей мере 50 Вт на 1 кв. м арендуемых площадей при полном освещении и подключенном оборудовании, обеспеченное электроснабжением по I категории либо при помощи дизель-генератора.

Система отопления, вентиляции и кондиционирования: по меньшей мере двухтрубная (1 контур) система с индивидуальной регулировкой температуры для каждого арендатора, обеспечивающая четырехкратный воздухообмен в час (с подачей свежего воздуха).

Открытая планировка площадей с сеткой колонн, обеспечивающая гибкость планировки.

Оптоволоконные цифровые телефонные линии, ISDN, интернет-услуги в здании.

Коэффициент помещений общего пользования, подлежащих оплате, - не более 12 %.

Дополнительные требования:

Выход фасада здания на улицу (заметное фронтальное расположение).

Рациональное расстояние между окнами, при котором не менее 95 % используемых площадей находятся в пределах 10 метров от источника естественного освещения (т. е. окон или атриума).

Минимальная площадь этажа - 500 кв. м.

Среднее расстояние между внешней стеной и внутренней границей используемых площадей не должно превышать 10 метров.
Обеспечение подключения коммуникационных систем в любом месте благодаря фальшполам, коммуникационным каналам под полом или коробам по периметру помещений.

Среднее время ожидания лифта в часы пик не дольше
30 секунд (с момента 
вызова).

Расположение вблизи станции метро или остановки троллейбуса.

Точка общественного питания для сотрудников внутри здания или наличие кафе / ресторана на близком от него расстоянии.
Допустимая нагрузка на пол - 450 кг / кв. м.

Освещение офисных помещений - не менее 400 люкс на уровне рабочей поверхности.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на вчора, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес